Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Мысли (Паскаль)

«Мысли о религии и других предметах», чаще просто «Мысли» (фр. Pensées sur la religion et sur quelques autres sujets, Pensées) — собрание идей французского ученого и философа Блеза Паскаля, записанных в 1657—1658 годах. Основная направленность — апологетика христианства и защита его от критики со стороны атеизма. «Мысли» представляют собой разносторонние идеи, которые, считается, Паскаль планировал объединить в книгу «Апология христианской религии» (Apologie de la religion chrétienne). Уже после смерти философа в 1662 году возникло сокращенное название «Pensées» («Мысли»). Работа была отредактирована и опубликована в 1670 году. Впервые переведена на английский Томасом Шевалье, британским врачом, происходившим от французских гугенотов.

Содержание

Мысли Паскаля в русской редакции 1892 года состоят из 23 статей. Первые 6 посвящены человеку, его величию и слабости: «Человек велик, сознавая свое жалкое состояние». Человек также определен как «мыслящий тростник». Начиная с 7 статьи Паскаль начинает критиковать атеистов (фр. des Athées). В 8 статье излагается знаменитое «пари Паскаля»: «Взвесим выигрыш и проигрыш, ставя на то, что Бог есть». В 9 статье (В издании 1670 года это вторая статья) он размышляет о религии, противопоставляя язычество и христианство. В отличие от первой, у второй есть не только внешняя (обрядовая), но и внутренняя (моральная) сторона. В 10 статье он задумывается над первородным грехом (le péché originel), который задает двойственность человека (невинность и растленность). В 11-12 статьях Паскаль предлагает не возвышать и не принижать разум (la raison). 13-14, 19 статьи посвящены евреям и Ветхому Завету («имя иудеев будет оставлено для проклятия», пишет Паскаль). 15-17, 20, 23 статьи посвящены Иисусу Христу. В 22 статье Паскаль замечает, что Бог открывается не в разуме, а в любви («Бог ощутителен для сердца, а не для разума»).

Различия в редакциях

«Мысли» Паскаля в русской редакции 1892 года по числу и порядку отличаются от оригинальной редакции 1670 года. Так изначально первая статья (Contre l’Indifférence des Athées) соответствовала 7-й в русской редакции; вторая (Marques de la véritable Religion) — 9-й; пятая — 11-й; восьмая — 12-й. Лишь 19 статья совпадала в обоих редакциях. А вот двадцать первая статья оригинальной редакции соответствует 6-й; двадцать третья (Grandeur de l’homme) — 2-й; двадцать четвертая — 4-й; двадцать седьмая — 21-й.