Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Храм Воскресения Христова в Кадашах

Храм Воскресения Христова в Кадашах — православный храм Москворецкого благочиния Московской епархии. Храм расположен в районе Якиманка, Центрального административного округа города Москвы, между двух основных дорог на юг — Полянкой и Ордынкой (2-й Кадашёвский переулок, 7/14.).

Первое упоминание

Первое упоминание о церкви Воскресения относится к 1493 году. В грамоте, адресованной сыновьям, московский воевода князь Иван Патрикеев скрупулёзно обозначил свои владения, указав, что принадлежало ему на тот момент село за рекою, за лугом, у Воскресения, а жили там его же, князя, крепостные крестьяне. В 1504 году великий князь Иван III говорит уже об этой местности как о селе Кадашёве.

Первоначально храм называли «церковь Воскресения, что на Грязех». Такое название было связано с весенними разливами Москвы-реки и близким расположением храма к болотистому берегу. И. М. Снегирев указывал, что первоначальная церковь существовала уже в 1624 году, поскольку в этот год она платила ружные деньги. С 1625 года в Патриарших окладных книгах появляются регулярные записи о храме.

Церковь Воскресения в Кадашах, по мнению современных учёных, служила главной вертикалью, композиционной доминантой и была «соборным» храмом Замоскворечья и определяла главную градостроительную ось Москвы: от колокольни Ивана Великого через церковь Воскресения в Кадашах к дворцовой церкви Вознесения в Коломенском.

Первое каменное здание, построенное в 1656 году, просуществовало около 30 лет. От этой постройки до наших дней дошли южная апсида (нижняя часть храма) и каменный подклет-кладовая под алтарями. В 1687 году было начато строительство нового двухэтажного пятиглавого храма. Строительство осуществлялось на средства жителей Кадашёвской слободы — купцов Кондрата Марковича Добрынина и его сына Лонгина Кондратовича.

По верху крытых обходных галерей шла паперть-гульбище, на которую с севера, запада и юга вели широкие лестницы. В 1695 году три лестницы были разобраны, остатки поддерживающих их конструкций были переделаны в порталы нижнего храма. С западной стороны была пристроена шестиярусная колокольня высотой более 43 метров. Её декор, выполненный в кирпиче, повторял белокаменный декор церкви. Храм построен в стиле московского барокко, который характеризуется изяществом пропорций и ажурным силуэтом. Резьбой по белому камню украшены наличники окон, порталы, гребешки и карнизы. В храме четыре алтаря. Главный престол — Воскресения Христова, в честь которого и назван весь храм. Стены храма были расписаны царскими изографами Петром Беляевым, Николем Соломоновым, Петром Коробовым и Петром Билиндиным.

В описях упоминается о серебряном, вызолоченном окладе для Евангелия главного престола церкви, которое весило около 13 кг и другой дорогой утвари.

Храм после войны 1812 года

Иконостас конца XVII века (не сохранился)

В 1812 году храм был разграблен, пострадала старинная роспись XVII века, в нижнем храме наполеоновскими войсками была устроена конюшня. В результате поджога пострадала и колокольня. Значительная часть ценностей была расхищена.

В тридцатые годы начались реставрационные работы, продолжавшиеся до 1863 года. В 1848 году была выполнена новая стенопись художником Щепетовым П. Н., а иконостас, начиная с грунтовки, был заново позолочен. В первой половине XIX века были разобраны трёхмаршевые лестницы по обеим сторонам колокольни, а на их месте построены две крытые паперти с полукупольным завершением. Также были переложены апсиды. Древние стены галерей были сломаны, а новые в целях расширения были отнесены на 3,2 метра.

В 1893—1903 годах был осуществлен хозяйственный ремонт, который коснулся деревянных лестниц в закрытых папертях, которые были заменены на каменные, и дымоходов в изразцовых печах XVII века нижнего этажа.

XX—XXI века

В 1934 году храм был закрыт. В нём располагались различные государственные учреждения, в том числе архив КГБ и спортивный клуб колбасной фабрики. В середине XX века храм был отреставрирован архитектором Гали Алфёровой, и в 1966 году отреставрированное здание передали во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И. Э. Грабаря.

В 1992 году был образован приход храма, а 1 декабря 2006 года подписан акт о передаче храма приходу Русской православной церкви. Продолжаются работы по восстановлению храма и споры о территории, ему принадлежащей. Попытки столичных властей в 2010 году снести дом дьякона и некоторые близлежащие здания ради возведения новостроя натолкнулись на общественное сопротивление. Конфликт широко освещался в российской прессе (см. «Битва при Кадашах»).

Главный колокол храма

Главный колокол храма был отлит в 1750 году мастером Константином Слизовым, который отлил и Большой Успенский колокол на колокольне Ивана Великого. Вес колокола составил 400 пудов (около 6,5 тонн). По некоторым сведениям, этот колокол ныне используется в Большом театре в «Борисе Годунове».

Духовенство

  • Настоятель храма протоиерей Александр Салтыков.
  • Диакон Дмитрий Клыков.

Святыни храма

  • Мощи оптинских старцев (икона с мощевиками);
  • Мощи преподобноисповедника Гавриила, архимандрита Мелекесского и других святых;
  • Образ святого царя-мученика Николая;
  • Почаевская икона Божией Матери;
  • Икона преподобного Иова, игумена Почаевского;
  • Икона святых Новомучеников и Исповедников Российских;
  • Тихвинская икона Божией Матери.