Главная
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




26.02.2021


26.02.2021


26.02.2021


26.02.2021


26.02.2021


26.02.2021


26.02.2021


26.02.2021


26.02.2021


26.02.2021





Яндекс.Метрика
         » » Иван Годинович

Иван Годинович

04.02.2021

Иван Годинович (иначе Иван Годенович, Иван Гаденович или Иван Гординыч) — богатырь из былин Владимирова цикла.

Былины о нём открываются обычным пиром у князя Владимира Красно Солнышко. Иван Годинович, племянник князя Владимира, один сидит на пиру невесел, и на вопрос князя, чем он озабочен, говорит, что хотел бы поехать в Чернигов (иначе в Золотую орду, к Ляховинскому королю или в Индию) посватать за себя дочь купца Дмитрия Марью (иначе Настасья, Авдотья «Лебедь белая», Душа Дмитревна). Владимир одобряет его желание и дает ему в товарищи Илью Муромца, Алешу Поповича, Добрыню Никитича и Василия Казимировича, с которыми Дмитрий и едет свататься.

Когда Дмитрий отказывает Ивану Годиновичу в руке дочери, так как она уже просватана за царя Афромея Афромеевича (иначе Фёдора Ивановича с хороброй Литвы, царища Вахромеища, Одолища Кошчевича, Кощея Трипетовича), Иван Годинович силой увозит Марью. На пути в Киев дружина Ивана Годиновича встречает звериные следы — вепря, кобылы, тура или лани — и Иван Годинович отсылает сопровождавших его богатырей в погоню за зверями. Оставшись один с невестой, он ложится с нею в шатре, но в это время настигает его Афромей Афромеевич и вызывает на бой. Иван Годинович повалил Афромея, хотел вспороть ему грудь и просит невесту подать ему нож, но Марья помогает Афромею Афромеевичу победить богатыря и привязать его к дереву. Затем Афромей с невестой ложатся в шатре.

В это время прилетает на дерево ворон (иначе два голубя, две лебеди), и человечьим голосом говорит, что не суждено Афромею не владеть Марьей Дмитриевной, а суждено владеть ей Ивану Годиновичу. Разгневанный Афромей Афромеевич пускает в ворона стрелу, которая, обратившись назад, убивает самого стрелка. Марья, опасаясь за свою судьбу, хочет отрубить Ивану Годиновичу голову, но сабля скользнула и рассекла только путы, которыми был связан Иван Годинович. Былина оканчивается жестокой расправой Ивана Годиновича с невестой, которой он сначала отсекает руки, затем ноги, губы и наконец голову.

Согласно «ЭСБЕ», сюжет былины об Иване Годиновиче относится к широко распространенным бродячим сюжетам о неверных женах, невестах, сестрах. Параллели былине указаны исследователями в великорусских сказках и в легендарном рассказе из жития Иосифа Волоцкого по рукописи XVI века. Особенно близка к былине малорусская песня об Иване и Марьяночке, помещенная в сборнике Кольберга. Сходство с былиной простирается не только на детали рассказа, но и на имена (Иван и Марья). Южно-славянские (сербские и болгарские) песни того же сюжета указаны и рассмотрены М. Г. Халанским в его книге: «Великорусские былины киевского цикла». Схожий сюжет в сербских песнях «Бановичь Страхинья», «Марко Кралевич и неверная девушка», болгарской песне об «Искрене и Милице». Профессор Халанский считал вероятным, что великорусская былина об Иване Годиновиче это переделка зашедшей на Русь югославянской песни того же мотива. Польская версия аналогичного сюжета рассказана в хронике Богуфала, а именно в повести о «Вальтеже и Гельгунде», была указана Либрехтом. Восточные индийские однородные рассказы отмечены Теодором Бенфеем. Русский учёный, фольклорист, этнограф, языковед и археолог В. Ф. Миллер предполагал, что в былине об Иване Годиновиче был обработан и приурочен к Владимирову циклу бродячий сказочный сюжет пришедший на Русь с Востока.

На современный же лад, былина о Иване Годиновиче показывает последнего, как персонаж, как минимум, противоречивый. Согласно первоисточнику, совершенно очевидно, что против брака с богатырем был не только отец Марьи Дмитриевны, но и собственно сама девушка, которая в нынешнем правовом поле была, скорее всего, несовершеннолетней девочкой. Иван Годинович, в худших традициях татаро-монгольских захватчиков, получив отказ, собрал дружину и с применением силы («Взял за руку за белую, потащил он Настасью, лишь туфли звенят...») похитил девочку, после чего, вероятно, изнасиловал её в лесу («Поставил он, Иван, тут свой бел шатер, Развернул ковры сорочинския, Пос(т)лал потнички бумажныя, Изволил он, Иван, с Настасьею опочив держать...»). Когда же вора-богатыря догнал возлюбленный Марьи, она сделала всё от неё зависящее, чтобы помочь Афромею Афромеевичу одержать верх над Иваном, для чего даже приняла участие в битве между мужчинами («Душка Настасья Дмитревна Изымала Ивана Годиновича за ноги, Тут ево двоя и осилили»). Другими словами, защищая свою любовь, храбрая девочка пошла на всё, и становится совершенно неясным, отчего В. Ф. Миллер причислил её к «неверным жёнам и невестам», когда на деле она демонстрирует образец женского целомудрия. Однако, в конечном счёте, Ивану Годиновичу помогли другие дружинники и Марья оказалась в его власти; во власти человека, которого они с Афромеем могли бы убить, если бы хотели, но предпочли оставить ему жизнь. А вот Иван Годинович, обретя власть над ситуацией, не просто убил девочку, но и сделал это зверски с явно выраженным садистским наслаждением (Он перво ученье-то — руку ей отсек, Сам приговаривает: «Эта мне рука не надобна — Трепала она, рука, Афромея царя!» и т.д.). Достаточно представить на месте Марьи свою жену, дочь, сестру или близкого человека (окровавленная, онемевшая от ужаса, с отрубленными руками, ногами, отрезанным носом, у которой здоровенный мужик, похитивший её против воли из отчего дома, отрезает губы приговаривая: «А и эти губы мне не надобны — Целовали оне царя невернова!»), чтобы навсегда изменить отношение к русскому фольклору. Видимо о сути этой истории стали задумываться и её рассказчики, поэтому со временем, дабы придать повествованию более-менее потребный вид, Афромей Афромеевич превратился в Кощея — персонаж заведомо отрицательный.