Главная
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




25.02.2021


25.02.2021


25.02.2021


25.02.2021


25.02.2021


25.02.2021


25.02.2021


25.02.2021


25.02.2021


25.02.2021





Яндекс.Метрика
         » » Нейдхардт, Иоганн Георг

Нейдхардт, Иоганн Георг

04.02.2021

Иоганн Георг Нейдхардт (Neidhardt, лат. Neidhardus; ок. 1685, Бернштадт (Нижняя Силезия) — 1 января 1739, Кёнигсберг) — немецкий теоретик музыки, органист и композитор.

Наряду с А. Веркмейстером занимался проблемами музыкальной темперации. Среди прочих, рассчитал 3 неравномерные темперации и (одну) равномерную, которые вызывали разные «движения души» (нем. Gemüths-Bewegungen / Gemüths-Regungen). Отсюда следовали рекомендации Нейдхардта к их применению (соответственно) «для деревни», «для небольшого города», «для большого города» и, наконец, для использования «при дворе»:

При том что основной звук (sonus fundamentalis) лада становится то выше, то ниже, меняется и гармоническая триада (Trias Harmonica), из чего несомненно должно возникнуть и более чем двойное движение души. Ну, разве это не свидетельствует слишком явно в пользу равномерной темперации, которая может похвастать совершенно особой прелестью? По-моему, первая [темперация] лучше всего и в большинстве случаев годится для деревни, вторая — для городка, третья для города, а четвёртая — для двора [аристократов].

— Нейдхардт. Деление гармонического канона (1724), с.20.

В более позднем трактате («Математически исчерпывающее деление... канона-монохорда», 1732) Нейдхардт вновь ограничил использование неравномерных темпераций «деревней», «городком» и «городом» (S.40). Удобства (прежде всего, возможность ладного, акустически единообразного звучания различных инструментов [включая орган] и голосов в ансамбле) и неудобства, которые несёт с собой равномерная темперация, Нейдхардт метафорически сравнил с плюсами и минусами супружества (Ehestand, S.41). Вполне осознавая её акустическое («гармоническое») несовершенство, Нейдхардт тем не менее оценивал равномерную темперацию как «полезную» и специфически «музыкальную», то есть наиболее подходящую для музыки своего времени:

Таким образом, моя равномерная темперация принадлежит к области Музыкального, непосредственно свойственного нашей музыке — я пишу с полной ответственностью "Музыкального", а не "Гармонического".

— Нейдхардт. Деление... канона-монохорда (1732), с.51.

Нейдхардт — автор хоральных обработок (не изданы), многоголосных композиций на тексты псалмов, духовных песен протестантов.