Период в музыке — наименьшая законченная композиционная структура, выражающая более или менее завершенную музыкальную мысль. Период состоит чаще всего из 2 предложений, реже из трех, но может не делиться на предложения вовсе.
Роль в произведении
По поводу роли периода в произведении существует две точки зрения. Приверженцы первой утверждают, что период может рассматриваться только как составная часть более крупной формы. Вторая точка зрения заключается в том, что период может быть законченной формой небольшого одночастного произведения. В пользу второй точки зрения говорит тот факт, что период включает все логические функции — экспонирование, развитие, замыкание. Строению периода присуще устойчивое окончание, чаще всего — это полный совершенный каданс.
Классификация
По тональному строению
- Однотональный,
- модулирующий — оканчивающийся в новой тональности,
- модуляционный — содержащий отклонение в новую тональность.
По степени расчленения
- Расчлененного строения,
- слитного строения.
По тематизму
- Повторного строения,
- неповторного строения.
По масштабу
- Квадратный — число тактов в периоде = 2n, чаще всего 4, 8, 16;
- неквадратный — число тактов ≠ 2n. Различают следующие виды неквадратных периодов:
- с дополнением — после полного совершенного каданса вводятся один или несколько дополнительных кадансов;
- с расширением — предполагавшийся полный совершенный каданс оказывается несовершенным или прерванным, таким образом «настоящий» полный совершенный каданс появляется позже;
- органическая неквадратность — сам материал не укладывается в схему квадратного периода, например, начальный период Largo e mesto сонаты для фортепиано № 7 Бетховена.
- Единый - период, который не делится на 2 и более предложений. То есть он состоит из одного неделимого предложения.