Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




13.02.2021


07.02.2021


24.01.2021


24.01.2021


24.01.2021





Яндекс.Метрика
         » » Ил-102

Ил-102

23.02.2021

Ил-102 — советский экспериментальный штурмовик.

История

Разрабатывался в КБ Ильюшина с 1970-х годов под руководством Г. В. Новожилова. Является глубокой переработкой Ил-40. Самолёт строился с мая 1980 года по январь 1982 года. Конструкторы отказались от концепции бронекорпуса, оставив бронирование лишь для пилота, стрелка, двигателей и частично системы подачи топлива.

Пушечное вооружение состояло из спаренной 23мм пушки ГШ23Л у стрелка и 30мм подвижной курсовой автопушки 9А-4071К с боезапасом на 500 снарядов. Боезапас задней турели расположили в передней части хвостовой секции фюзеляжа ближе к центру массы самолёта. Это около 3 м от орудия. Подача снарядов осуществлялась с помощью специального механизма электроподтяга ленты, которая подается в подвижную часть орудия через сквозную ось нижнего вертикального шарнира.

Свой первый полёт совершил 25 сентября 1982 года. Испытания проводили заслуженные лётчики-испытатели С. Г. Близнюк (герой Советского Союза с 1990 г.) и В. С. Белоусов, выполнив в 1982—1984 годах около 250 полётов.
В 1984 году самолёт был передан на консервацию, однако в 1986 году тему попытались возродить, в результате к 29 декабря 1987 года (дата последнего полёта) общее количество полётов достигло 367, а налёт составил около 249 часов. Самолёт сконструирован по нормальной аэродинамической схеме. Хорошо прошёл лётные испытания, но в серию по ряду причин запущен не был. Самолёт экспонировался на выставке «Мосаэрошоу-92».

В 2005 году опытный образец самолёта № 10201, до этого находившийся на хранении в ЛИИ, был покрашен и установлен как памятник (55°34′41″ с. ш. 38°07′42″ в. д.) на аллее героев ЛИИ, где и находится в настоящий момент вместе с памятниками самолётам Су-17УМ3, МиГ-23УБ, Як-38У.

Конструкция

  • Фюзеляж - типа полумонокок. Гермокабины летчика и бортового стрелка размещены в центральной части фюзеляжа, между которыми размещены топливные баки. По бокам хвостовой части фюзеляжа установлены два аэродинамических тормоза. Фонари кабин летчика и стрелка образованы плоскими бронестеклами.
  • Крыло - стреловидное, двухлонжеронное. В крыле размещаются грузоотсеки для бомбового вооружения. Крыло имеет закрылок, занимающий 2/3 размаха, и двухсекционные интерцепторы.
  • Шасси - трехопорное. Основные опоры двухколесные, снабженные пневматиками низкого давления, что позволяет эксплуатировать штурмовик с грунтовых аэродромов. Передняя стойка убирается в фюзеляж поворотом назад. Основные стойки убираются в крыльевые гондолы поворотом вперед.
  • Система спасения - катапультные кресла, обеспечивающие покидание самолета на нулевой скорости и высоте. Система спасения экипажа - синхронное катапультирование, одностороннего действия: летчик катапультируясь сам, автоматически катапультирует стрелка.
  • Двигатели - два ТРДД РД-33И (И-88) с нефорсированной тягой 2 х 5380 кгс. Конструкции ОКБ Изотова являются бесфорсажным вариантом двигателя РД-33.

Тактико-технические характеристики

Источник данных: «Уголок неба»

Технические характеристики
  • Экипаж: 2 (пилот и стрелок)
  • Длина: 17,75 м
  • Размах крыла: 16,9 м
  • Высота: 5,08 м
  • Площадь крыла: 63,5 м²
  • Масса пустого: 13000 кг
  • Масса снаряжённого: 14300 кг (расч.)
  • Нормальная взлётная масса: 18000 кг
  • Максимальная взлётная масса: 22000 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 3700 кг
  • Объём ПТБ: 1930 л
  • Силовая установка: 2 × ТРДД РД-33И
  • Тяга: 2 × 5320 кгс (52 кН)
Лётные характеристики
  • Максимальная скорость: 950 км/ч
  • Боевой радиус: 250—300 км
  • Практическая дальность: 1000 км
    • на большой скорости: 750—800 км
  • Перегоночная дальность: 3000 км
  • Практический потолок: 10000 м
  • Нагрузка на крыло: 283 кг/м²
  • Тяговооружённость: 0,58
Вооружение
  • Стрелково-пушечное:
    • 1 × 30 мм пушка 9А-4071К (500 патронов) поворотная в вертикальной плоскости, сдвоенная
    • 1 × 23-мм пушка ГШ-23 (60 патронов, 2400-3200 выстр/мин) в подвижной кормовой установке
  • Точки подвески: 16 (включая 6 отсеков в крыле для бомб до 250 кг)
  • Боевая нагрузка: 7200 кг
  • Управляемые ракеты:
    • УР воздух-воздух: Р-60М, Р-73
    • УР воздух-земля: Х-23, Х-25, Х-29, Х-58
  • Неуправляемые ракеты: всех калибров
  • Бомбы: свободнопадающие и корректируемые, до 500 кг