Главная
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




27.02.2021


27.02.2021


27.02.2021


27.02.2021


27.02.2021


27.02.2021


27.02.2021


27.02.2021


27.02.2021


27.02.2021





Яндекс.Метрика
         » » Коллонтай, Александра Михайловна

Коллонтай, Александра Михайловна

24.02.2021

Александра Михайловна Коллонтай (урождённая — Домонтович; 19 (31) марта 1872, Санкт-Петербург — 9 марта 1952, Москва) — российский революционер, советская государственная деятельница и дипломат. Чрезвычайный и полномочный посол СССР. Член РСДРП(б) с 1915 года. В 1917—1918 годах была наркомом государственного призрения (социального обеспечения) в первом Советском правительстве, что делает её первой женщиной-министром в истории.

Ранние годы

Александра Михайловна Домонтович родилась в Петербурге в обеспеченной дворянской семье. Отец Александры Михайловны, высокопоставленный генерал Михаил Домонтович, принимал участие в русско-турецкой войне 1877—1878 годов и был Тырновским губернатором в Болгарии в 1878—1879 годах; мать, Александра Массалин-Мравинская, была дочерью финского фабриканта, торговавшего лесоматериалами.

Её единоутробные сестры: Евгения Мравинская — оперная певица (театральное имя Е. Мравина) и Адель Мравинская, единоутробный брат — Александр, отец дирижёра Евгения Мравинского.

Получила разностороннее домашнее образование. Владела несколькими иностранными языками (английским, немецким, французским, шведским, норвежским, финским и другими), интересовалась литературой. Большое влияние на неё оказала домашняя учительница М. И. Страхова, сочувствовавшая идеям народовольчества. В 1888 году сдала экзамены за курс гимназии в 6-й мужской гимназии в Санкт-Петербурге. Посещала Школу поощрения художеств, брала частные уроки рисования. Была введена в великосветское общество. В круг юношеского общения Александры Домонтович входил её троюродный брат Игорь Северянин. В автобиографической поэме «Роса оранжевого часа» поэт вспоминал:

Наш дом знакомых полон стай:
И математик Верещагин,
И Мравина, и Коллонтай.

С юных лет Александра пользовалась успехом у мужчин и отличалась разборчивостью в них. Так, она отказалась выйти замуж за генерала Ивана Тутолмина, который сделал ей предложение в первый же вечер знакомства. Один из воздыхателей Александры, Иван Драгомиров (сын генерала), не выдержал её обращения и застрелился.

В молодости Александра Домонтович выступила против решения родителей выдать её за адъютанта императора и вышла за дальнего родственника, выпускника Военно-инженерной академии, бедного офицера Владимира Коллонтая (1893). Через пять лет она оставила мужа и сына, чтобы участвовать в революционном движении: «Я хотела быть свободной. Маленькие хозяйственные и домашние заботы заполоняли весь день, и я не могла больше писать повести и романы… Как только маленький сын засыпал, я шла в соседнюю комнату, чтобы снова взяться за книгу Ленина».

К участию в социалистическом движении Александра Коллонтай пришла в 1890-х годах благодаря знакомству с Еленой Стасовой. Дружба связывала её с Татьяной Щепкиной-Куперник, в доме которой Коллонтай скрывалась от полиции.

А. М. Домонтович в 1900 году

В 1898 году, оставив мужа и сына, уехала в Швейцарию, где поступила в Цюрихский университет к профессору Геркнеру. По совету профессора в 1899 году отправилась в Англию изучать английское рабочее движение. В Англии познакомилась с Сиднеем Веббом и Беатрисой Вебб. После этого в 1899 году возвратилась в Россию.

В 1901 году отправилась за границу, в Женеве познакомилась с Георгием Плехановым.

Во время расстрела демонстрации 9 января 1905 года была на петербургских улицах. В 1905 году в Петербурге познакомилась с Владимиром Лениным. После раскола Российской социал-демократической партии на большевиков и меньшевиков на II съезде партии Коллонтай не примкнула ни к одной из противоборствующих фракций. Тем не менее, в это время по своим убеждениям она стояла ближе к Плеханову, который, вначале поддержав большевиков, постепенно переходил на сторону меньшевиков.

У меня были друзья в обоих лагерях. По душе ближе мне был большевизм… но обаяние личности Плеханова удерживало от разрыва с меньшевиками.

В европейском революционном движении

Во время Первой русской революции в 1905 Коллонтай инициировала создание «Общества взаимопомощи работницам». После поражения революции эмигрировала в 1908, так как против неё были выдвинуты обвинения в призыве к вооружённому восстанию в брошюре «Финляндия и социализм». В эмиграции вначале примыкала к реформистскому крылу РСДРП, поддерживала ликвидаторов, затем перешла к отзовистам, читала лекции в основанной группой «Вперёд» фракционной школе в Болонье. Посетила целый ряд стран Европы (Бельгию, Великобританию, Германию, Данию, Норвегию, Францию, Швейцарию, Швецию), где налаживала связи с местным социал-демократическим и суфражистским движениями, принимая в них активное участие. Дважды посещала США. Делегировалась РСДРП на международные социалистические конгрессы в Штутгарте (1907), Копенгагене (1910) и Базеле (1912).

После начала Первой мировой войны с помощью Карла Либкнехта смогла выехать из Германии. Находясь в Швеции, отошла от меньшевиков и правого крыла европейской социал-демократии, поддержавшего войну. Осуждение империалистического характера войны сблизило Коллонтай с большевиками, к которым она окончательно присоединилась в 1915. За активную антимилитаристскую пропаганду, в частности, за публикацию антивоенной статьи в одном из шведских журналов в ноябре 1914, она была арестована шведской полицией, доставлена в крепость Мальмё и выслана из страны по личному указу короля Густава V. Поселившись в Копенгагене, Коллонтай наладила тесную связь с Лениным и выполняла его специальные поручения, в частности, совершив две агитационных поездки по США.

Революция и Гражданская война

В Россию вернулась после Февральской революции 1917, вскоре стала членом Исполкома Петроградского совета. Участвовала в работе 7-й (Апрельской) конференции РСДРП(б) 1917 года от большевистской военной организации, была в числе немногих делегатов, полностью поддержавших позиции Ленина, изложенные в «Апрельских тезисах». На I Всероссийском съезде Советов была избрана членом ЦИК от большевиков. В период «двоевластия» вела организованную агитацию в среде солдат и матросов, что повлекло за собой преследования Временного правительства. Возвращаясь с совещания левого антивоенного Циммервальдского объединения в Стокгольме в июле 1917, Коллонтай была арестована по приказу Временного правительства. Содержалась в Выборгской женской тюрьме, была освобождена под денежный залог, внесённый писателем Максимом Горьким и инженером Леонидом Красиным. Всё ещё пребывая под арестом, на VI съезде РСДРП(б) в 1917 году заочно избрана одним из почётных председателей съезда и членом ЦК партии.

Принимала участие в заседании ЦК РСДРП(б) 10 (23) октября 1917 года, принявшем решение о вооружённом восстании, и в проведении Октябрьского восстания в Петрограде. Член президиума проводившегося параллельно II съезда Советов (25—26 октября 1917 года). После установления власти большевиков и левых эсеров избиралась во ВЦИК и 30 октября лично от Ленина получила пост народного комиссара общественного призрения в первом составе Совета народных комиссаров. При наркомате Коллонтай создала Отдел по охране материнства и младенчества и Коллегию по охране и обеспечению материнства и младенчества. «Политика этих структур строилась на том постулате, что охрана материнства как специфической функции женщины является прямой обязанностью государства».

13—21 января (старого стиля) 1918 года с помощью отряда матросов предприняла попытку реквизировать Александро-Невскую лавру в Петрограде, что спровоцировало массовое сопротивление верующих; реквизицию Лавры пришлось отложить. Эксцессы (включая убийство протоиерея Петра Скипетрова) вокруг реквизиции Лавры стали непосредственной причиной издания Патриархом Тихоном 19 января (старого стиля) «Воззвания», предавшего анафеме «безумцев»; 22 января работавший тогда в Москве Священный Собор Православной Российской Церкви одобрил патриаршее воззвание.

В марте 1918 года, стоя на позициях Николая Ивановича Бухарина и «левых коммунистов», выступила против Брестского мирного договора и в знак протеста вышла из состава правительства. Во время Гражданской войны была направлена на Украину, где возглавила политический отдел 1-й Заднепровской Украинской советской дивизии, а затем наркомат агитации и пропаганды Крымской советской республики, а также политический отдел Крымской армии.

Будучи наиболее заметной женщиной в советском руководстве, Коллонтай была инициатором создания и заведующей (с 1920 г.) женотделом ЦК РКП(б), целью которого была борьба за уравнение в правах женщин и мужчин, борьба с неграмотностью среди женского населения, информирование о новых условиях труда и организации семьи. Женотдел был распущен в 1930 году. Одновременно с руководством Женотдела Коллонтай читала лекции в университете имени Я. Свердлова и работала в секциях Коминтерна.

Дискуссия о профсоюзах

В марте 1921 во время дискуссии о профсоюзах, развернувшейся после выступления Троцкого относительно необходимости расширения прав профсоюзов, Коллонтай совместно с А. Г. Шляпниковым возглавила «рабочую оппозицию». «Рабочая оппозиция» предлагала передать управление всем народным хозяйством Всероссийскому съезду производителей, объединённых в профсоюзы, считающиеся высшей формой организации рабочего класса. Программа «рабочей оппозиции» была представлена в выпущенной к X съезду РКП(б) брошюре Коллонтай «Рабочая оппозиция», осуждённой в ленинской резолюции «О синдикалистском и анархистском уклоне в нашей партии». Несмотря на постановление X съезда партии о единстве партии, продолжала защищать идеи «рабочей оппозиции». После последнего предупреждения, вынесенного на XI съезде РКП(б) в 1922, и окончательного разгрома группы, Коллонтай была вынуждена отказаться от платформы «рабочей оппозиции». Резкое ухудшение отношений с Лениным явилось тяжёлым ударом для Коллонтай.

Дипломатическая служба

С 1922 года находилась на дипломатической работе. Причинами для одного из первых в мировой истории назначения женщины послом (первой была шведка Катарина Стопиа ещё в XVII веке) послужили прочные связи Коллонтай с европейским социалистическим движением (как реформистским, так и революционным), а также опыт работы на должности секретаря Международного женского секретариата при Коминтерне в 1921—1922 годах. В 1922—1926 и 1927—1930 годах работала советским полпредом и торгпредом в Норвегии, во многом поспособствовав политическому признанию СССР этой страной. В 1926—1927 гг. некоторое время работала в Мексике, где также добилась определённых успехов в улучшении советско-мексиканских отношений. В 1927 году Коллонтай снова становится полпредом в Норвегии, совмещая этот пост с исполнением поручений в торговом представительстве в Швеции.

В 1930—1945 гг. Коллонтай — посланник (постоянный поверенный) и посол в Швеции (кроме того, она входила в состав советской делегации в Лиге Наций). Одной из важнейших задач, стоящих перед новым советским послом в Швеции, была нейтрализация влияния гитлеровской Германии в Скандинавии. Когда в ходе «зимней» советско-финской войны Швеция, поддерживаемая Великобританией, отправила в Финляндию два батальона добровольцев и стояла на грани открытого вступления в войну против СССР, Коллонтай добилась от шведов смягчения их позиции и посредничества в советско-финских переговорах. В 1944 году в ранге чрезвычайного и полномочного посла в Швеции она вновь взяла на себя роль посредника в переговорах о выходе Финляндии из войны.

Владимир Семенов, работавший советником посольства в Швеции, подробно описывает манеры Коллонтай вести дела и предпринятые ею действия в пользу страны.

Последние годы

Могила на Новодевичьем кладбище в Москве

Коллонтай перенесла первый инсульт в августе 1942 года. В 1943 г. у Коллонтай случился острый криз – вследствие инсульта наступил левосторонний паралич. В 1945 году случился второй инсульт.

В марте 1945 года она вернулась в Москву и в июле оставила должность посла, продолжая числиться советником МИД СССР. На этом посту её сменил И. С. Чернышёв, продолживший в основном её политику в отношениях со Швецией.

После войны и фактического завершения дипломатической службы занялась мемуарным творчеством. Особое внимание она уделила циклу воспоминаний о В. И. Ленине.

Скончалась 9 марта 1952 года от инфаркта, который случился во сне.

Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве. Сын, Михаил Владимирович Коллонтай (1894—1957), работник МИД СССР, похоронен там же. Внук Владимир Михайлович Коллонтай (р. 1927) — экономист.

Награды

  • орден Ленина (1933, за успешную работу среди женщин)
  • орден Трудового Красного Знамени (04.04.1942)
  • орден Трудового Красного Знамени (05.11.1945)
  • орден Ацтекского орла (1944, Мексика, вручён 13 апреля 1946)
  • Большой крест ордена Святого Олафа (Норвегия)

В 1946 и 1947 годах группа депутатов норвежского стортинга выдвигала кандидатуру А. М. Коллонтай на получение Нобелевской премии мира. Выдвижение поддержали женские организации Швеции и Норвегии, а также видные общественные деятели этих стран. Нобелевский комитет не поддержал эту инициативу.

Марксистский феминизм

В 1913 году Александра Коллонтай опубликовала статью «Новая женщина», в которой развивала взгляды на женщину нового, передового общества. Новая женщина стремится стать полноправным членом общества и руководствуется следующими принципами:

  • Победа над эмоциями, выработка самодисциплины.
  • Отказ от ревности, уважение свободы мужчины.
  • Требует от мужчины не материального обеспечения, а бережного отношения к своей личности.
  • Новая женщина — самостоятельная личность, её интересы не сводятся к дому, семье и любви.
  • Подчинение разуму любовных переживаний.
  • Отказ от фетиша «двойной морали» в любовных отношениях. Новая женщина не скрывает своей сексуальности.

Развитию концепции новой женщины Коллонтай посвятила также свою беллетристику, например повесть «Большая любовь». Повесть рассказывает о любви молодой незамужней революционерки Наташи и женатого революционера Семёна. Хотя Семён и марксист, он не может расстаться со старыми взглядами на женщину как лишь объект любовных утех. Наташа ему подчиняется, но в финале повести всё же сбрасывает с себя оковы такой связи и обретает свободу. Далее Коллонтай развивала эти идеи в повести «Василиса Малыгина» (1923) и рассказе «Любовь трёх поколений» (1923), в которых она описывает раскрепощённых женщин, не желающих связывать себя семьёй.

К традиционному институту семьи Коллонтай вообще относилась крайне скептически, полагая, что женщины должны служить интересам класса, а не обособленной ячейке общества. В статье «Отношения между полами и классовая мораль» она писала: «Для рабочего класса большая „текучесть“, меньшая закреплённость общения полов вполне совпадает и даже непосредственно вытекает из основных задач данного класса».

Подобные свободные взгляды Коллонтай привели к тому, что её обоснованно объявили автором теории стакана воды.

Представления о будущем коммунистическом обществе

В 1922 г. Коллонтай написала небольшой фантастический рассказ о функционировании общества будущего. Действие происходит 7 января 1970 г. Ячейкой нового общества является «коммуна». Семья уничтожена, а жилищный вопрос разрешается по казарменному типу: «…живут не семьями, а расселяются по возрастам. Дети — в „Дворцах ребёнка“, юноши и девочки-подростки — в весёлых домиках, окружённых садами, взрослые — в общежитиях, устроенных на разные вкусы, старики — в „Доме отдыхновения“». Вопрос о том, откуда берутся дети, остаётся за рамками рассказа. Обмен межпоколенческим опытом осуществляется на праздниках в Доме ветеранов революции, где молодёжь получает возможность слушать рассказы стариков. В школе что-то рассказывают о «великих годах революции», но по ходу действия выясняется, что познания учащихся крайне скудны. Положение высшего образования неясно (о самом его существовании можно лишь догадываться, поскольку упомянуты мимоходом преподавание, наука и техника). Молодёжь коммуны ведёт упорную борьбу «с единственным оставшимся у человечества врагом — с природой»; в чём сущность этой борьбы, не поясняется. При этом игнорируется существование болезней: вся молодёжь коммуны пышет здоровьем, о существовании какой-либо системы здравоохранения умалчивается.

Денег и торговли уже нет. Действует распределительный механизм удовлетворения элементарных потребностей населения: таким путём достигнуто всеобщее равенство. «В коммунах нет ни богатых, ни бедных; эти слова — забытые слова. Они ничего собою не выражают. У членов коммуны имеется всё, что надо для того, чтобы не думать о насущном, о материальном. Одежду, пищу, книгу, развлечения — всё доставляет члену коммуна. За это член коммуны отдает коммуне свои рабочие руки на два часа в день и свое творчество, пытливое искание своего ума — во всё остальное время своей жизни». Таким образом, после двух часов обязательных работ человек отправляется на другую работу, но теперь уже совершенно добровольную, по зову сердца. «У всякого своя специальность и своё любимое дело. „Специальностью“ называется та работа, которую член коммуны выполняет в те два часа в день, когда его силы используются для коммунального хозяйства. Остальное время каждый отдаёт свои силы любимому роду работы: науке, технике, искусству, усовершенствованному полеводству, преподаванию». Таким образом согласуются общественная потребность в этих видах деятельности (специальность) с индивидуальными склонностями людей (любимое дело). В то же время настойчиво декларируется, что коммуна — общество «счастья всеобщей организованности и радости свободного, творческого труда».

«У коммуны нет врагов, так как все соседние народы и нации уже давно устроили у себя такие же коммуны и весь мир представляет собою федерацию коммун. Молодое поколение уже не знает, что такое война…»

Отзывы современников

Питирим Александрович Сорокин в «Страницах из русского дневника» дал следующую характеристику:

«Что касается этой женщины, то очевидно, что её революционный энтузиазм — не что иное, как опосредованное удовлетворение её нимфомании. Несмотря на её многочисленных „мужей“, Коллонтай — вначале жена генерала, затем любовница дюжины мужчин — всё ещё не пресыщена. Она ищет новые формы сексуального садизма. Я хотел бы, чтоб её понаблюдали Фрейд и другие психиатры. Это был бы для них редкий объект».

Иван Бунин приводит следующее свидетельство:

О Коллонтай (рассказывал вчера Н. Н.):

— Я её знаю очень хорошо. Была когда-то похожа на ангела. С утра надевала самое простенькое платьице и скакала в рабочие трущобы — «на работу». А воротясь домой, брала ванну, надевала голубенькую рубашечку — и шмыг с коробкой конфет в кровать к подруге: «Ну, давай, дружок, поболтаем теперь всласть!»

Судебная и психиатрическая медицина давно знает и этот (ангелоподобный) тип среди прирождённых преступниц и проституток.

Зоя Воскресенская, работавшая в годы Войны вместе с Александрой Михайловной в советском посольстве в Швеции, дала её яркий образ в нескольких главах своих воспоминаний:

В чтении, в разговоре Александра Михайловна очень легко переходила с одного языка на другой, скажем, с французского на шведский или с итальянского на немецкий, с английского на болгарский. Читала газеты на всех европейских языках, в том числе на нидерландском, румынском, греческом, чешском и других. На скандинавских языках она говорила с милым акцентом, который восхищал шведов, норвежцев, датчан. Натренированная память её хранила сотни стихов, поэмы, и тоже на многих языках.

Образ в искусстве

В кино

  • 1965 год «Первый посетитель» (в роли Коллонтай Руфина Нифонтова) — в основе сценария фильме мемуары А. М. Коллонтай
  • 1969 год «Посол Советского Союза» (по пьесе П. Л. и А. С. Тур «Чрезвычайный посол»), прообразом главной героини в котором послужила Коллонтай (её роль сыграла актриса Юлия Борисова).
  • 1969 год «Штрихи к портрету В. И. Ленина» (Маргарита Юрьева)
  • 1975 год «Доверие» (Маргарита Терехова)
  • 1978 год «Sodan ja rauhan miehet», Финляндия (Рауни Икахеймо)
  • 1982 год «Rote Liebe», ФРГ, 1981—1982 (Ольга Димитриеску)
  • 1983 год «Красные колокола» (Елена Финогеева)
  • 1994 год «Волна страсти. Жизнь Александры Коллонтай», Британия(?) (Гленда Джексон)
  • 1996 год «Тысяча и один рецепт влюблённого кулинара», Грузия, Франция (Хатуна Иоселиани)
  • 1996 год «Госпожа Коллонтай», Югославия (Рада Джуричин).
  • 2006 год «Девять жизней Нестора Махно» (Людмила Смородина)
  • 2007 год «Звезда Империи», 2007 (Марина Могилевская)
  • 2010 год «Тухачевский. Заговор маршала» (Алиса Богарт)

Документальные фильмы

  • «Победительницы» — Александра Коллонтай
  • «Александра Коллонтай. Между долгом и чувством» (недоступная ссылка)
  • "Шура", документальный фильм, основанный на воспоминаниях А. Коллонтай, 2007

В литературе

  • В конце 1960-х вышла детская повесть З. Воскресенской «Девочка в бурном море» (текст), в которой одним из главных действующих лиц является А. М. Коллонтай.
  • В 2012 г. Григорий Ряжский «Натурщица Коллонтай». Роман написан в форме писем Александре Михайловне Коллонтай от её внучки — тоже Александры Михайловны Коллонтай.

Память

  • В честь А. М. Коллонтай названа малая планета (2467) Коллонтай.
  • село Коллонтай Малоярославецкого района Калужской области
  • Улица Коллонтай (Санкт-Петербург).
  • Улица Коллонтай (Волгоград)
  • Улица Коллонтай (Новошахтинск).
  • Улица Коллонтай (Днепропетровск) (до 2015 года)
  • Улица А. Коллонтай (Николаев).
  • Улица Коллонтай (Нальчик).
  • Переулок Коллонтай (Харьков).
  • Улица Коллонтай (Тара, Омская область)
  • В 1972 г. к 100-летию Коллонтай почта СССР выпустила почтовую марку.
  • Имя «Александра Коллонтай» носило рефрижераторное судно Латвийского Морского Пароходства.

Адреса в Петербурге

  • Виленский пер., 7, кв. 6 (1906)
  • Бассейная ул., 35, кв. 8 (1906—1908)

Библиография

  • Коллонтай А. М. Жизнь финляндских рабочих. — СПб., 1903.
  • Коллонтай А. Социальные основы женского вопроса. — СПб., 1909.
  • Коллонтай А. Общественное движение в Финляндии // Общественное движение в России в начале ХХ-го века. Том IV часть II. Под ред. Л. Мартова, П. Маслова и А. Потресова. — СПб, 1911.
  • Коллонтай А. По рабочей Европе. — СПб., 1912.
  • Коллонтай А. Общество и материнство. — Пг., 1916.
  • Коллонтай А. По буржуазной Европе. — Казань, 1921.
  • Коллонтай А. Женское движение в годы французской революции. — Пб., 1921.
  • Коллонтай А. М. Положение женщины в эволюции хозяйства. — М.: Гиз, 1923. — 208 с.
  • Коллонтай А. М. Василиса Малыгина. 1923.
  • Коллонтай А. М. Отрывки из дневника: 1914 г. — Л.: ГИЗ, 1924.
  • Коллонтай А. М. Дорогу крылатому Эросу! (Письмо к трудящейся молодёжи) // Молодая гвардия. — 1923. — № 3 — C. 111—124.
  • Коллонтай А. М. Воспоминания об Ильиче. — М.: Госполитиздат, 1959. — 8 с.
  • Коллонтай А. М. Воспоминания об Ильиче. — М.: Политиздат, 1969. — 15 с.
  • Коллонтай А. М. Воспоминания об Ильиче. — М., 1971.
  • Коллонтай А. М. Избранные статьи и речи. — М.: Политиздат, 1972. — 430 с.: портр., 65 000 экз.
  • Коллонтай А. М. Из моей жизни и работы: Воспоминания и дневники. — М.: Сов. Россия, 1974. — 416 с.: ил., 50 000 экз.
  • Коллонтай А. М. Любовь и новая мораль.
  • Встречи с прошлым: Сб. неопубликованных материалов ЦГАЛИ СССР / Редкол.: И. Л. Андроников и др. — 2-е изд., испр. — М.: Сов. Россия, 1972. — 382 с.
  • Коллонтай А. М. Революция — великая мятежница. Избранные письма (1901—1952). — М.: Советская Россия, 1989.
  • Коллонтай А. М. Новая мораль и рабочий класс.
  • Коллонтай А. М. Кто такие социал-демократы и чего они хотят? — 1906.
  • Коллонтай А. М. К вопросу о классовой борьбе — 1904.
  • Коллонтай А. М. И в России будет женский день!
  • Коллонтай А. М. Великий борец за права и свободу женщины.
  • Коллонтай А. М. Дипломатические дневники: 1922—1940 : в 2 т. / предисл. и примеч. М. М. Мухамеджанова. — М. : Academia. Т. 1. 528 с. Т. 2. 543 с.
  • Коллонтай А. М. Женщина-работница в современном обществе.

Художественные произведения

  • Домонтович А. Женщина на переломе. — М.-Пг.: ГИЗ, 1923, (повесть)
  • Коллонтай А. М. Любовь пчел трудовых. — М.-Пг.: ГИЗ, 1924, (повесть)
  • Коллонтай А. Большая любовь. — М.: ГИЗ, 1927
  • Коллонтай А. Женщина-работница в современном обществе (1908)
  • Коллонтай А. Сёстры. — М.-Л., ГИЗ, 1927
  • Коллонтай А. Василиса Малыгина. — М.-Л.: ГИЗ, 1927, (роман), в 1930 году пьеса

Научные работы

  • Коллонтай А. Семья и коммунистическое государство, 1918.