Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Цирцея (картина Уотерхауса)

«Цирцея» (лат. Circe Invidiosa) — картина английского художника Джона Уильяма Уотерхауса, написанная в 1892 году. Это его второе изображение классического мифологического персонажа Цирцеи после картины «Цирцея подает бокал Одиссею» (1891). Картина основана на одной из легенд Овидия в «Метаморфозах», в которой Цирцея превращает Сциллу в морское чудовище исключительно потому, что Главк презрел романтическое чувство богини магии в надежде вместо этого добиться любви Сциллы. Позже Уотерхаус вернулся к теме Цирцеи в третий раз в своей картине «Волшебница» (ок. 1911). «Цирцея» входит в коллекцию Художественной галереи Южной Австралии в Аделаиде, где также находится полотно художника «Фавориты императора Гонория».

Сюжет и описание

Миф о Цирцее, Главке и Сцилле берёт свое начало в книге XIV «Метаморфоз». Конкретная сцена, на которой Уотерхаус основывает эту картину, встречается в строках 51-65 эпической поэмы:

Был там затон небольшой, заходивший под своды пещеры, —
Скиллы любимый приют; в то место от моря и неба
Летом скрывалась она, когда солнце стояло на высшей
Точке, когда от дерев бывают кратчайшими тени.
Этот богиня затон отравляет, сквернит чудодейной
Смесью отрав; на него она соком зловредного корня
Брызжет; тёмную речь, двусмысленных слов сочетанье,
Трижды по девять раз чародейными шепчет устами.
Скилла пришла и до пояса в глубь погрузилась затона. —
Но неожиданно зрит, что чудовища некие мерзко
Лают вкруг лона её. Не поверив сначала, что стали
Частью её самое, бежит, отгоняет, страшится
Песьих дерзостных морд, — но в бегство с собою влечёт их.
Щупает тело своё, и бедра, и икры, и стопы, —
Вместо знакомых частей обретает лишь пасти собачьи.

Версия Уотерхауса показывает Цирцею, парящую над водой в пещере, которая выливает ярко-зелёный яд в воду затона. Под её ногами «лающие формы» Сциллы уже кружатся в бурлящей глубине внизу; чудовищное превращение идёт полным ходом. Однако, ни человеческая форма Сциллы, ни её форма монстра не являются здесь акцентом. Скорее, сила серьёзного лица Цирцеи и ощутимая ревность управляют этой сценой, поскольку яркие цвета акцентируют фигуру богини.

Анализ

«Цирцея». Деталь.

Хотя эта картина — дань уважения Овидию, Уотерхаус воплощает классику творческими и поэтическими способами. Энтони Хобсон описывает картину как «наделённую аурой угрозы, которая во многом связана с мощной цветовой гаммой глубокого зелёного и синего, так хорошо использованной [Уотерхаусом]». Эти цвета «близки к витражам или драгоценностям» согласно Глисону Уайту. Джудит Ярналл также разделяет мнение о цвете и ​​упоминает «целостность линий» в картине. Она говорит, что взятые вместе первые две Цирцеи Уотерхауса поднимают вопрос: «Она богиня или женщина?» Цирцея Инвидиоса иллюстрирует эксперименты Уотерхауса с архетипом роковой женщины, который пронизывал огромное количество произведений искусства конца XIX века. С другой стороны, Крис Вудс утверждает, что изображённая Уотерхаусом Цирцея не является полностью злым, разрушительным или чудовищным персонажем, как в картинах с женскими мифологическими фигурами Гюстава Моро или других европейских символистов. На этой картине Цирцея показана трагической фигурой: она «не не силах справиться с тем, что делает, и скорее сожалеет об этом».