Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Ржев (фильм)

«Ржев» — российский художественный военный фильм режиссёра Игоря Копылова, который вышел на экраны 5 декабря 2019 года. По мотивам повести Вячеслава Кондратьева «Искупить кровью».

Телевизионная премьера фильма состоялась 8 мая 2020 года на телеканале «Россия-1».

Сюжет

На Ржевско-Вяземском выступе советские войска в 1942 и 1943 годах потеряли около 400 тысяч человек убитыми. Общие потери с учётом раненых превысили 1,3 миллиона человек. Но эта битва сыграла одну из ключевых ролей в достижении Красной Армией коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Таких деревень за 15 месяцев Ржевской битвы были сотни. Деревни Овсянниково нет — после войны её так и не восстановили.

В фильме рассказывается об одном из эпизодов Ржевской битвы во время Великой Отечественной войны. Действие фильма охватывает один январский день 1942 года. Рота советских солдат понёсшая огромные потери и в которой осталось всего 80 человек, получает от командования приказ любой ценой удержать захваченную ею же деревню Овсянниково находясь между Паново и Усово при этом имея угрозу попасть в окружение так как фашисты могли ударить по остаткам роте с обеих сторон. На связь с ротой выходит капитан Рябинин и говорит ротному командиру что в его распоряжение на подмогу направлены два пулеметных расчета для того чтобы тот поддержал атаку на Усово пулеметным огнем, однако старший лейтенант в свою очередь запрашивает пушки сорокапятки так немецкие пушки были полностью разбиты во время боя. Разговор капитана и старшего лейтенанта прерывает подполковник и настаивает на том чтобы ротный поддержал атаку на Усово огнем пулеметов. Пулеметные расчеты под командованием сержанта Ушакова прибывают в деревню по полю при этом попадая под пулеметный огонь фашистов со стороны Усово и Паново и теряя одного бойца. Советские солдаты при поддержки танков и пулеметного огня занявшей оборону в Овсянниково роты начинают атаку на Усово но фашистам удается приготовиться и отразить атаку а также уничтожить практически все танки и оставшиеся в живых бойцы вынуждены отступить на исходные позиции. Паралельно фашисты проводят артобстрел по Овсянниково и в итоге рота теряет еще некоторое количество бойцов. После артобстрела прилетает фашистский самолет и раскидывает на поле и в деревне листовки с призывом сдаваться в плен. Политрук приказывает листовки не трогать и не читать а также заставляет некоторых бойцов взять каски и в них собрать все разлетевшиеся по деревни листовки. Тем временем через поле в деревню прибегают младший лейтенант Рыков и рядовой Власюк который получает ранение в руку из особого отдела. Младший лейтенант недоволен что листовки остались лежать на поле и требует собрать их тоже но старший лейтенант не желает выполнять бессмысленный по его мнению приказ так как поле фашисты продолжают обстреливать поле с обеих сторон. Тогда особист вместе с ротным и политруком идет проверять каждого бойца и арестовывает Борткова (которого зовут в роте Папашей) за то что тот взял пару листовок для самокруток. Старший лейтенант не хочет отпускать особиста так как в поле он не сможет гарантировать тому безопасный отход не только из за опасения того что его бойцы могут выстрелить последнему в спину а также из за того что поле все еще простреливается фашистами. Во время перехода по полю Рыков получает ранение в ногу и прячется с Бортковым в воронке а Власюк оказывается в другой и те вынуждены ждать ночи чтобы под покровом темноты уйти незамеченными. Тем временем в тылу подполковник заявляет капитану Рябинину что они направят пушки и людей на подмогу роте в Овсянниково только после очередной атаки фашистов на деревню. После наступления темноты в роте начинается ночь признаний, рядовой Карцев бьет Сомова за то что тот сдал Папашу. Сомов говорит всем что узнал в Карцеве вора рецидивиста Костю Виталева по кличке Виталя. Костя пришлось признаться в этом а также рассказал как в октябре 1941 года во время паники в Москве он с подельниками ограбил несколько ювелирных магазинов из за чего милиция села им на хвост а документы он украл у одного парня в толпе добровольцев которого тоже звали Костей, и что он хотел сбежать по дороге но потом передумал. Рядовой Басов считает нужным расстрелять вора находящегося во всесоюзном розыске но ротный Евгений Ильич дает тому приказ отставить. Мачихин также признается что он был не колхозным счетоводом а преподавателем философии в Ленинградской академии до революции, а когда 22 июня 1941 года он пошел Россию защищать потому что он любит свою родину не смотря на то что теперь она названа Советским Союзом. Сомов начинает говорить о том что враги лучше обращаются с их мирным населением так в деревне некого нет и тогда Басов отводит того и остальных в подвал разрушенной церкви где находятся расстрелянные жители Овсянниково и те в наказание запирают там парня. Тем временем немцы предпринимают контратаку на деревню но Папаша убивает спрятанным в сапоге ножом двух пулеметчиков и открывает огонь с тыла тем самым сорвав атаку на деревню но тем не менее немцы занимают позиции в разрушенной церкви. Рыков позволяет уйти Папаше но тот не хочет оставлять особиста и вместе с Власюком продолжает тащить в тыл. По дороге те натыкаются на замаскировавшихся фашистов и те убивают Папашу а Власюк боясь быть убитым показывает пропагандистскую листовку и тогда немецкий офицер предлагает тому из его же трофейного пистолета вальтера (который красноармеец обменял у Карцева на свои трофейные немецкие наручные часы) убить своего командира и тот сходит с ума от улыбки младшего лейтенанта и застреливается а последнего добивают фашисты. Солдату, которого возмущен произошедшим офицер отвечает следующее "Ничего страшного в конце концов мы научим их убивать друг друга". В это же время фашисты решают не контратаковать а обстрелять Овсянниково минами что слышит оставленный за высказывания в подвале Сомов который обладает знанием немецкого языка. Тому удается сбежать попутно убив фашисткого офицера его же ножом и докладывает об этом ротному. Евгений Ильич отдает приказ на отход из деревни а сам вместе с Карцевым и Басовым остается прикрывать отход оставшихся из роты 28 бойцов и политрука. Во время минометного обстрела гибнет Басов а выжившие после обстрела минами ротный и Карцев уходят после того как закончились патроны. Подполковник приказывает выжившим солдатам с политруком и ротным командиром вернуть обратно деревню однако ротный тому говорит "вы отправляете их на верную бессмысленную смерть". Подполковник зовет ротного поговорить в блиндаж и показывает тому на карте направление генерального наступления и говорит что фашисты должны поверить что Красная армия будет наступать якобы со стороны Овсянниково и что у роты Евгения Ильича есть преимущество в том что они знают эту деревню как никто другой, хвалит за то что сумел сохранить людей а также говорит что пополнит роту новобранцами и разрешает тому забрать пушки с тем условием, что его рота вернет деревню. Финальная сцена показывает как ротный Евгений Ильич ведет доукомплектованную роту по ночному заснеженному полю в охваченную огнем деревню.

Литературная и историческая основа

Фильм снят по повести «Искупить кровью» писателя-фронтовика Вячеслава Кондратьева, впервые опубликованной в журнале «Знамя» в 1991 году. Повесть, в отличие от ранних произведений писателя и его главной повести — «Сашка», считалась литературоведами слабой — так, журнал «Литературное обозрение» отметил, что хотя в ней много деталей дорогого писателю фронтового быта, но в ней нет характера, повесть поддаётся пересказу, а «„Сашку“ так не перескажешь» (повесть «Сашка», тоже о Ржевской битве, была экранизирована в 1981 году).

Критиками фильма было обращено внимание, что его создатели взяли для экранизации именно эту повесть писателя — написанную им на волне окончания «перестройки»:

Создатели «Ржева» попытались прикрыться первоосновой — повестью писателя-фронтовика Вячеслава Кондратьева «Искупить кровью». Повесть пришлась на времена поздней перестройки, когда её автор ударился в политику и призывал к скорейшему демонтажу советского строя. Но распад СССР и последующие события станут для писателя глубочайшим потрясением, и уже в начале 1992 года он начнёт публиковать статьи с резкой критикой происходящего. Вячеслав Леонидович ушёл из жизни в 1993 году, а если бы дожил до наших времён, то вряд ли дал бы разрешение на экранизацию своего самого политически ангажированного и неудачного произведения.

— Андрей Сидорчик, Аргументы и факты

Как отметила газета «Культура», хотя авторы фильма не сильно отступили от повести, но превратив её в героический боевик изменили смысл повести — по сравнению с кондратьевскими мужиками герои «Ржева» смотрятся картонно, фильм — эпическое полотно, исказил повесть, превратил кондратьевских «чернорабочих войны» в схематичных «богов», а их горькую судьбу — в эффектный монумент мужеству и самоотверженности:

Писатель Кондратьев наивно объяснял человекоубийство самодурством комбата и рассматривал войну как высший суд, чётко маркируя персонажей «свой — чужой». Режиссёр Копылов настаивает на моральной высоте красноармейцев и даже командиров, пожертвовавших геройской ротой ради подготовки прорыва на соседнем участке фронта. Диалоги бойцов служат здесь разминкой перед парадом признаний в любви к отечеству, верности товарищам и долгу. Проза Кондратьева таких плакатных излишеств не подразумевала; писатель показывал невзрачную изнанку войны, открывая в словах и поступках героев высший, страшный, отнюдь не открыточный смысл.

— газета «Культура»

Производство

«Ржев» изначально позиционировался его создателями как «предельно честный, правдивый фильм о войне», в нём нет ни одной женской роли..

Место съёмок — территория Ржевского полигона около Санкт-Петербурга. Картину планировали снимать подо Ржевом, в селе Овсянникове, но из-за отсутствия жилья вблизи предполагаемого места съёмок было принято решение провести съёмочный период под Санкт-Петербург. На военном полигоне была построена деревня, некоторые дома разбирались в заброшенных тверских сёлах и транспортировались под Питер для воссоздания подлинного облика деревни.

Создатели фильма решили не отступать от реализма, поэтому в батальных сценах не использовались спецэффекты.

Для реализма же, по словам авторов фильма, съёмки проходили иногда в тридцатиградусный мороз. Однако, это невозможно — в этот период зимы под Питером были тёплыми — ни в 2018, ни в 2019 году зимой даже в ночное время температура не опускалась и ниже «-13» градусов.

14 ноября 2019 года был представлен первый трейлер и постер военной драмы «Ржев».

В ролях

  • Сергей Жарков — ротный командир
  • Александр Горбатов — Иван Басов
  • Александр Бухаров — сержант Сысоев
  • Иван Батарев — Карцев
  • Арсений Семёнов — политрук
  • Олег Гаянов — Мачихин
  • Григорий Некрасов — Рыков, младший лейтенант особого отдела нквд
  • Игорь Грабузов — Журкин
  • Александр Аравушкин — Петрович
  • Дан Розин — Виктор Сомов
  • Андрей Коровниченко — Ларионов
  • Роман Грибков — Ушаков
  • Пётр Логачёв — Власюк
  • Евгений Лямин — Елисеев

Оценки

Положительные отзывы

Егор Холмогоров в рецензии для телеканала «Царьград» выразил уверенность, что «Ржев» войдёт в золотой фонд военного кино. По мнению критика «даже в хвалёном американском „Пасифике“ не было такой изумительно, натуралистично и символично поставленной сцены пехотного боя». Критические выпады в адрес ленты рецензент связал с желанием сторонников неосталинизма вытеснить из исторической памяти военные неудачи 1942 года, происходившие прежде всего по вине командования: «Атмосфера этих мясорубок передана в „Ржеве“ очень и очень смягчённо, щадяще, но даже в таком виде эта трагическая память настолько болезненна, что вызывает у сталинских апологетов… выкрики про „трупами завалили“. Хотя ничего подобного в фильме нет». Рецензент подчеркнул, что нравственный пафос, которым проникнут фильм «Ржев», — это «попытка христианского патриотического примирения через жертвенность. Персонажи повести слиты, разделены, переделаны так, чтобы над всем содержанием фильма главенствовал один общий мотив: „из Савла в Павлы“».

«Ржев» наряду с «Т-34» и «Движением вверх» вошёл в список лучших фильмов 2019 года, составленный Всероссийским центром изучения общественного мнения в рамках аналитического обзора, приуроченного к концу года.

Критика

Кроме положительных, фильм получил и критические отзывы. Так, кинокритик ИА «Регнум» отметил, что, несмотря на сюжетные натяжки, фильм натуралистичен. Однако отмечается его идеологическая направленность:

Фильм, вместо нового слова в кинолетописи войны добавил ещё один куплет во всё ту же старую песню об отсталости СССР, бездарности советского командования, «заваливании врага трупами» и тоталитарных большевистских ужасах, «вопреки которым» русский человек с Божьей помощью всё же победил. Открытым текстом всё в фильме транслирует авторскую идею: коммунистическая идеология, советское воспитание — это смешная, наносная и бесполезная, а то и вредная в настоящем деле ерунда.

При явных достоинствах фильма (таких как тщательная «прорисовка» деталей и динамичность сюжета, жёсткий реализм) те же недостатки замечены и другим критиком:

Фильм собрал практически все штампы — здесь вам и пьющий командир, отдающий жестокие приказы, и глупый политрук, не обладающий никаким авторитетом, и герой-уголовник, и жестокий особист, и враг советской власти, воюющий «не за неё, а за Россию». Какое это всё имеет отношение к правде о войне? Да ни малейшего. Правда жизни заключается в том, что главную тяжесть войны вынесли поколения, воспитанные советской властью, комсомольцы и коммунисты, а вовсе не «блатные» и не бывшие белогвардейцы.

— Андрей Сидорчик, Аргументы и факты

В газете «Литературная Россия» критик, отметив, что фильм начинается очень мощно, впечатляющей сценой атаки — предельно реалистичной и правдивой, заметил, что собственно этим достоинства фильма и заканчиваются — после этой первой сцены художественная убедительность фильма пропадает, и всё дальнейшее действие на экране представляет собой растянутый по не стыкующемуся с реальностью сюжету показ набора штампов и фантазий создателей, превращающих фильм в карикатуру:

Некоторые утверждают, что эту халтуру обязательно нужно показывать молодёжи, чтобы поняли всю суровость войны. Дескать, подавай экшена с элементами истории, только так и можно достучаться. Если на таких фильмах воспитывать отношение молодого поколения к прошлому и памяти о Великой Отечественной войне, то ничем хорошим это не закончится.

— «Литературная Россия»

Зрительские симпатии

Зрители, просмотревшие фильм в кинотеатрах, в ходе интервью с представителями СМИ оставили в основном положительные отзывы. Многие отмечают зрелищные визуальные эффекты, батальные сцены, отмечают, что в фильме чувствуется эмоциональный накал и интрига. Некоторые зрители обратили внимание на отсутствие знаменитых актёров и выделили игру Сергея Жаркова в роли ротного.

Часть зрителей обнаружила в фильме мелкие неточности. Издание «Регнум» обращает внимание на отзыв зрителя, усмотревшего в «Ржеве» сходство с голливудскими боевиками: «Один безоружный красноармеец захватывает немецкий пулемёт и гасит из него полсотни фрицев как Шварцнеггер или Сталлоне. Однако эти минусы не портят общую картину».

Прокат

Первый показ фильма состоялся 27 ноября 2019 года в титульном городе — Ржеве, а 30 ноября второй премьерный показ состоялся в Москве, где фильм посетил министр культуры Владимир Мединский.

То, что в канун 75-летия Победы у нас появился фильм о Ржеве — это очень символично. Этот фильм — дань памяти. Я от всего сердца хочу поблагодарить создателей, всех, кто принимал участие в съёмках — тех, кто вложил свои силы, душу, в создание этого кино.

В широкий прокат лента вышла 5 декабря 2019 года. За первый уикенд фильм занял 5-е место по количеству зрителей и сборов в России — фильм посмотрели более 150 тыс. россиян, сборы составили свыше 38,5 млн рублей.

Планируется прокат фильма не только в России, но и в других странах. По словам продюсера фильма Иннесы Юрченко, права на фильм куплены в США, Германии, Франции, Польше, Южной Корее[какой?] и Японии.