Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




13.02.2021


07.02.2021


24.01.2021


24.01.2021


24.01.2021





Яндекс.Метрика
         » » Монтаж аттракционов

Монтаж аттракционов

04.03.2021

Монтаж аттракционов — режиссёрский метод, в котором объекты, идеи и символы показаны в столкновении, для того чтобы оказать интеллектуальное и эмоциональное воздействие на зрителя.

Автором метода является советский режиссёр театра и кино Сергей Эйзенштейн. В своей теории он предлагает новый приём театральной постановки — это свободный монтаж произвольно выбранных, самостоятельных воздействий (аттракционов), но с точной установкой на определённый конечный тематический эффект. Метод монтажа аттракционов дает ощущение некоего толчка, побуждая зрителя к пониманию определённых идей и понятий.

История

В 1923 году в журнале ЛЕФ вышла статья «Монтаж аттракционов». В ней режиссёр изложил новый театральный приём. Монтаж по Эйзенштейну — это метод компоновки фильма, при котором изображения расчленены на отдельные фрагменты и затем собраны в необходимом режиссёру порядке, чтобы достичь определённого ритмического эффекта. Эйзенштейн рассматривал монтаж как основание художественного кино. Аттракцион по Эйзенштейну — это «всякий агрессивный момент театра, то есть всякий элемент его, подвергающий зрителя чувственному или психологическому воздействию, опытно выверенному и математически рассчитанному на определенные эмоциональные потрясения воспринимающего». Его режиссёрский метод может быть охарактеризован как интеллектуальное и концептуальное сопоставление изображений, объектов и понятий, способных к достижению определённых эмоциональных и интеллектуальных эффектов у зрителя.

Кино-монтаж по Эйзенштейну

Эйзенштейн полагал, что образ в фильме должен быть соединением различных кадров в такую структуру, в которой конфликт существует между его элементами. В основе любой структуры лежит монтаж. Эйзенштейн выделял пять приемов кино-монтажа:

  • метрический монтаж, основанный на временной длине отрезков,
  • ритмический монтаж, основанный на ритме движения или внутрикадровой наполненности,
  • тональный монтаж — доминирующий эмоциональный тон становится основанием для редактирования фильма,
  • обертональный монтаж синтез — синтез метрического, ритмического и тонального монтажа; этот монтаж скорее происходит до монтажа, чем в его процессе,
  • интеллектуальный монтаж; это разновидность обертонального монтажа, при котором на первое место выступают не физиологические обертоны, а обертоны интеллектуального порядка, но интеллектуальный монтаж выражает абстрактные идеи, создавая концептуальные отношения между монтируемыми отрезками, противопоставленные визуальному содержанию.
  • Противник теории

    Убеждённым противником теории был кинорежиссёр Андрей Тарковский. Он отвергал принцип «монтажа аттракционов», считая, что фильм — это выражение сущности мира, и создание фильма — это создание мира собственного. Главный момент в искусстве кино по мнению Тарковского — это кинематографический ритм, как движение внутри структуры фильма, а не временная последовательность кадров. Для Тарковского важной особенностью поэтического фильма являлся «ритм времени» — это процесс, при котором кадры спонтанно объединяются в самоорганизующуюся структуру. Для Эйзенштейна фильм был «нарезкой» кадров, в то время как для Тарковского это поток времени, определяющий методику работы над фильмом.