Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

15-я смешанная авиационная дивизия

15-я смешанная авиационная дивизия — воинское соединение вооружённых ВВС РККА для ведения боевых действий, принимавшее участие в Великой Отечественной войне с первых дней войны.

Полное наименование

  • 15-я смешанная авиационная дивизия;
  • 6-я резервная авиационная группа (02.10.1941 г.);
  • 146-я авиационная дивизия (12.11.1941 г.);
  • Управление ВВС 49 армии (29.01.1942 г.);
  • 204-я смешанная авиационная дивизия;
  • 232-я штурмовая авиационная дивизия;
  • 7-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия;
  • 7-я гвардейская штурмовая Дебреценская авиационная дивизия;
  • 7-я гвардейская штурмовая Дебреценская Краснознамённая авиационная дивизия;
  • 135-я гвардейская штурмовая Дебреценская Краснознамённая авиационная дивизия;
  • 135-я гвардейская Дебреценская Краснознамённая авиационная дивизия истребителей-бомбардировщиков;
  • Войсковая часть (Полевая почта) 49685.

История и боевой путь дивизии

Сформирована в августе 1940 года на основании Постановления СНК № 1344-524сс от 25 июля 1940 года. 22 июня 1941 года полки дивизии имели 236 самолётов МиГ-3. За неполных два месяца войны лётчики 15-й сад совершили 6550 боевых вылетов, сбросили 98 860 кг бомб, израсходовали по наземным целям 1 750 310 снарядов и патронов, сбили в воздухе и уничтожили на земле 83 самолёта противника. В итоговых сводках штаба ВВС фронта дивизию часто отмечали в числе лучших соединений. Авиаполки получали благодарности от командования 26-й и 38-й армий, с которыми они взаимодействовали.

Боевые действия 28-го истребительного авиационного полка

Великую Отечественную войну 28-й истребительный авиационный полк встретил в составе 15-й смешанной авиадивизии ВВС Киевского Особого военного округа (с началом войны преобразованы в ВВС Юго-Западного фронта), имея в составе 63 самолёта МиГ-3 (из них 14 неисправных) и 20 И-16 (из них 7 неисправных). Перед началом войны полк базировался на аэродроме Чунев Львовского аэроузла.

Командир полка 22 июня поднял дежурное звено до первого налёта противника, что позволило сохранить боеспособеность полка. В течение дня одна группа истребителей полка была нацелена на перехват бомбардировщиков у Равы-Русской, а другая группа прикрывала Львов. Первая известная воздушная победа полка в Отечественной войне одержана 22 июня: старший лейтенант Бундюк И. С., пилотируя МиГ-3, в воздушном бою в районе деревни Синява сбил немецкий истребитель Ме-109. Всего лётчики полка к исходу дня выполнили к 114 самолёто-вылетов и сбили четыре самолёта противника. Отдельные летчиики и самолёты произвели в этот день от 8 до 10 вылетов. Наибольший урон полку нанесла своя же зенитная артиллерия, ставшая причиной гибели трёх самолёторв МиГ-3. Количество исправных новых истребителей в полку к концу дня равнялось 19.

Боевые действия 23-го истребительного авиационного полка

23-й истребительный авиационный полк на 22 июня имел в составе самолёты МиГ-3, И-153 и И-16. Первая известная воздушная победа полка в Отечественной войне одержана 22 июня: капитан Сурнов Н. А., пилотируя МиГ-3, в воздушном бою в районе Броды сбил немецкий истребитель Ме-109. Уже 15 июля 1941 года после интенсивных боев полк передал всю матчасть и лётчиков в 28-й иап, после чего убыл на доукомплектование и переучивание в тылАнохин В. А., Быков М. Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия. — Научно-популярное издание. — М.: Яуза-пресс, 2014. — С. 20. — 944 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-9955-0707-9..

В действующей армии

С 22 июня по 3 октября 1941 года.

Участие в операциях и битвах

  • Приграничные сражения — с 22 июня 1941 года по 27 июня 1941 года.
  • Львовско-Луцкая оборонительная операция — с 27 июня 1941 года по 2 июля 1941 года.
  • Уманская оборонительная операция — с 5 июля 1941 года по 4 августа 1941 года.
  • Киевская операция — с 11 июля 1941 года по 10 сентября 1941 года.
  • Коростеньская оборонительная операция — с 11 июля 1941 года по 20 августа 1941 года.
  • Оборонительная операция на подступах к Киеву — с 11 июля 1941 года по 20 августа 1941 года.
  • Киевско-Прилуцкая оборонительная операция — с 20 августа 1941 года по 26 сентября 1941 года.

Боевой состав

  • 23-й истребительный авиационный полк
  • 28-й истребительный авиационный полк
  • 89-й истребительный авиационный полк
  • 164-й истребительный авиационный полк
  • 62-й штурмовой авиационный полк
  • 66-й штурмовой авиационный полк
  • 45-й скоростной бомбардировочный авиационный полк
  • 211-й бомбардировочный авиационный полк

Отличившиеся воины

  • Битюцкий Пётр Семёнович, политрук, комиссар эскадрильи 66-го штурмового авиационного полка (1-го формирования) 15-й смешанной авиационной дивизии Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта 5 ноября 1942 года удостоен звания Герой Советского Союза. Посмертно.

Подчинение

До войны входила в состав Киевского особого военного округа. В начале войны действовала на Юго-Западном фронте, первоначально в составе ВВС 6-й армии, а с первой декады июля 1941 года в непосредственном подчинении ВВС Юго-Западного фронта. В середине сентября 1941 года дивизия выведена в тыл в район Балашова.

Командиры дивизии

  • генерал-майор авиации Демидов Александр Афанасьевич, период нахождения в должности: с 08.08.1940 по 03.10.1941 г.

Базирование дивизии

  • Перед началом войны во Львове.
  • С середины сентября 1941 года — город Балашов.

Переформирование дивизии

15-я смешанная авиационная дивизия переформирована 2 октября 1941 года в 6-ю резервную авиационную группу.