Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Мадонна Дони

«Мадонна Дони» — единственное сохранившееся до нашего времени оконченное станковое произведение Микеланджело Буонарроти. Представляет собой тондо 120 см в диаметре с изображением Святого Семейства; экспонируется в Уффици.

Тондо было выполнено Микеланджело в молодые годы, до начала работ в Сикстинской капелле, вероятно, по случаю брака флорентийских нобилей Аньоло Дони и Маддалены Строцци в 1504 году. Картина как нельзя лучше иллюстрирует тезис Микеланджело о том, что наиболее совершенная живопись та, которая напоминает скульптуру. Замысловатые извивы человеческой плоти вызывают в памяти античную скульптурную группу «Лаокоон и его сыновья», обнаруженную в 1506 году.

Особую массивность фигурам придаёт использование живописной техники «канджианте»; их гладкая кожа не лишена сходства с мрамором. Яркость красок и богатство использованных пигментов предвещают эксперименты Микеланджело над потолком Сикстинской капеллы. Первый план отдан мускулистой фигуре девы Марии; над ней как бы нависает Иосиф Обручник. На заднем плане и несколько в стороне по тосканской традиции помещён Иоанн Креститель. Взоры всех троих устремлены на младенца Христа, которого Мария то ли передаёт мужу, то ли принимает от него.

Картина проникнута усложнённым и не всегда понятным символизмом. Например, клевер на переднем плане символизирует Троицу, иссоп перед Иоанном Предтечей — крещение. Загадочный элемент композиции — пять обнажённых мужских фигур, которые расположены на заднем плане, отделены от Святого семейства горизонтальной полосой и не смотрят на Христа. В искусствоведческой литературе приводятся многочисленные интерпретации этих фигур — от теологических (древние язычники, ожидающие крещения) до психоаналитических (вытесненные на задний план гомосексуальные влечения автора).

Ближайшим аналогом «Мадонны Дони» в искусстве Возрождения принято считать тондо Синьорелли «Мадонна Медичи», где также присутствуют обнажённые юноши. Подобно картине «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» Леонардо да Винчи, композиция строится на симметрии треугольников. Тондо заключено в пышную раму начала XVI века с переплетением львиных голов и полумесяцев; этот узор перекликается с дверями Гиберти, которые так ценил Микеланджело.

Помимо «Мадонны Дони», Микеланджело иногда приписываются и другие произведения станковой живописи. «Манчестерская Мадонна» и «Положение во гроб» представляют собой незаконченные произведения, а «Мучения Святого Антония» — копия немецкой гравюры, выполненная Микеланджело, когда он был ещё ребёнком. Авторство Микеланджело в отношении этих работ окончательно не установлено.