Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Додредноут

Додредноут, или линкор додредноутного типа (англ. Pre-dreadnought battleship) — класс линкоров, выделившийся после появления класса дредноутов во второй половине первого десятилетия XX века, совершившего кардинальную революцию в мировом кораблестроении.

Основные сведения

К классу додредноутов в широком значении этого слова относили эскадренные (т. н. «классические») броненосцы, строившееся с начала 1890-х годов и отличавшиеся некой стандартизацией, в отличие от броненосцев 70-х и 80-х годов XIX века. Основоположниками данных кораблей послужили английские броненосцы типа «Маджестик». Типичный броненосец представлял собой корабль, построенный из стали, с поясной закаленной броней, имел главную батарею из четырёх крупнокалиберных орудий в двух оконечных башнях, с размещенной по бортам батареей орудий среднего калибра, а также малокалиберными орудиями, выполняющими функции противоминной артиллерии. В качестве двигательной установки на додредноутах использовалась паровая машина тройного расширения.

Микаса в Йокосуке

К собственно додредноутам в ограниченном значении этого слова относились появившиеся в начале XX в. эскадренные броненосцы, имевшие, помимо орудий главного и среднего калибра, ещё и так называемый «промежуточный калибр» (203—254 мм). Типичным примером кораблей, вооруженных такой артиллерией, могут служить британские броненосцы типа «Кинг Эдуард VII». В дальнейших типах броненосцев «промежуточный калибр» заменил орудия среднего калибра, вернувшиеся позднее на крупные корабли уже в качестве противоминной артиллерии.

Хотя с появлением дредноутов додредноуты сразу же серьёзно устарели, но, несмотря на новый виток гонки морских вооружений, они составляли основной костяк многих флотов мира. Даже такие мощные на тот момент морские державы, как Великобритания и Германия, не могли позволить себе вывести из состава флота додредноуты, вступив с ними в Первую мировую войну. В Дарданелльской операции 1915 г. Великобритания и Франция использовали несколько таких эскадренных броненосцев. Россия активно использовала на Чёрном море в 1914—1916 гг. против турецкого флота как старые броненосцы конца XIX века «Двенадцать апостолов», «Три святителя», «Ростислав», «Георгий Победоносец», так и более поздние, усовершенствованные с использованием опыта русско-японской войны, «Иоанн Златоуст» и «Евстафий», постройка которых была завершена лишь к 1912 году. Германия даже использовала додредноуты в одном строю с дредноутами в самом крупном сражении войны — Ютландском. По итогам сражения стало окончательно ясно, что данный класс кораблей изжил себя, хотя некоторые его представители дожили до Второй мировой войны.

Эволюция

Первые броненосцы (французский Gloire и HMS Warrior) - выглядели очень похожими на парусные фрегаты, с тремя высокими мачтами и бортовыми батареями, когда они были введены в строй в начале 1860-х гг. Первый был спущен на воду в 1868 г., за ним в 1871 г. последовал HMS Devastation, башенный броненосец. Оба корабля несли по четыре тяжелых орудия в двух башнях на носу и корме. Из-за очень низкого надводного борта он не мог сражаться в открытом море, так как его палубы были бы сметены водой и брызгами, мешая работе его орудий. Военно-морские силы всего мира продолжали строить мачтовые, лишенные башен линкоры, которые имели достаточный надводный борт и были достаточно мореходны, чтобы сражаться в открытом море.

Различие между береговым штурмовым линкором и крейсерским линкором стало размытым с броненосцами Адмиральского класса, заказанными в 1880 году. Эти корабли отражали изменения в конструкции броненосцев, будучи защищены комбинированной броней из железа и стали, а не кованым железом. Пушки были установлены в открытых барбетах для экономии веса. Некоторые историки рассматривают эти корабли как жизненно важный шаг, другие рассматривают их как запутанный и неудачный проект.

Додредноутная конструкция достигла зрелости в 1895 с классом Majestic. Эти корабли строились и бронировались полностью из стали, а их орудия теперь монтировались в полностью закрытых вращающихся башнях. Они также приняли на вооружение 12-дюймовые (305-мм) основные орудия, которые из-за достижений в строительстве орудия и использования порохового топлива были легче и мощнее прежних орудий большего калибра. Majestics предоставили модель для постройки линкоров в королевском флоте и многих других военно-морских флотах на долгие годы.


Вооружение

Додредноуты были вооружены орудиями нескольких различных калибров; считалось, что у каждого из них была в бою собственная роль.

Главный калибр

«Классический» эскадренный броненосец имел 4 орудия главного калибра в двухорудийных башнях, расположенных в диаметральной плоскости в оконечностях корабля. Таким образом, в нос или корму могли вести огонь два орудия, а на борт — все 4. В конце XIX века калибр этих орудий составлял обычно 12 дюймов (305 мм). Очень немногие додредноуты отклонялись от этой схемы.

Расположение орудий различных калибров на японском броненосце «Микаса»

Орудия меньшего калибра позволяли несколько увеличить скорострельность и снизить вес и размеры корабля. Так, германские броненосцы несли главные орудия калибром 11 дюймов (279 мм) и даже 9,4 дюйма (240 мм) («Кайзер» и «Виттельсбах»). Российские броненосцы типа «Пересвет» несли 10-дюймовые орудия (254 мм), поскольку тактически предназначались для крейсерских действий на коммуникациях противника.

В США популярен был более крупный 13-дюймовый калибр (330 мм): такими пушками вооружали броненосцы классов «Индиана», «Кирсардж» и «Иллинойс».

Развитие химии и металлургии во второй половине века позволяло регулярно улучшать характеристики тяжёлых корабельных орудий, не изменяя их калибр. Так, 12-дюймовые пушки британского «Маджестика» (1895 г.) длиной ствола в 35 калибров обеспечивали снаряду начальную скорость в 720 м/с и могли прицельно стрелять на 9 км. Орудия того же калибра на «Лорде Нельсоне» (1908 г.) имели ствол длиной в 45 клб, начальную скорость снаряда 820 м/с и максимальную дальность стрельбы около 22 км.

Средний калибр

Поскольку тяжёлые орудия главного калибра обладали низкой скорострельностью и небольшой точностью (особенно дульнозарядные варианты середины XIX века), броненосцы несли также около десятка лёгких, но скорострельных пушек. Они предназначались для поражения небронированых элементов и в для борьбы с более лёгкими кораблями любых классов.

С практической точки зрения максимальный калибр, который ещё допускал ручное заряжание (а значит, высокую скорострельность), составлял 6 дюймов (152 мм). Он и стал самым распространённым в батареях среднего калибра. Встречались также пушки калибром от 4 до 9,4 дюймов (от 100 до 240 мм).

Большое число этих орудий позволяло создать высокую плотность огня и эффективно бороться даже с манёвренными целями типа миноносцев. Пушки среднего калибра располагались, как правило, в казематных установках в средней части корабля. Иногда средние орудия располагались в поворотных башнях, например на российском «Цесаревиче» и производном от него классе «Бородино». Но в конце XIX века устройство таких установок было далеко от совершенства и вызывало нарекания, поэтому башни для среднего калибра на додредноутах распространения не получили.

Противоминный калибр

Небольшие, но быстрые и манёвренные миноносцы, которые появились во флотах в больших количествах в последней четверти XIX века, представляли для броненосцев серьёзную угрозу. Для борьбы с ними додредноуты вооружались большим количеством лёгких и скорострельных орудий, допускавших патронное заряжание, самых разных калибров — от 1 дюйма (25,4 мм) и выше. Одной из самых распространённых в этой роли была 47-мм пушка Гочкиса, которую приняли на вооружение многие флоты, в том числе российский. В ряде случаев для борьбы с миноносцами на самых близких дистанциях предназначались и пулемёты.

Противоминные орудия благодаря небольшому размеру и весу располагали на верхней палубе и высоких точках корабля, например на надстройках и на боевых марсах мачт. Это позволяло увеличить дальность обнаружения и стрельбы, особенно в условиях сильного волнения, которое могло создать проблемы для низко расположенных казематных скорострельных орудий.

Промежуточный калибр

Некоторые типы додредноутов несли ещё один, промежуточный калибр (имеется в виду «промежуточный» между главным и средним) — от 8 до 10 дюймов (от 203 до 254 мм). Эти тяжёлые пушки должны были дополнить мощь главного калибра, в первую очередь на большой дальности: к 1890-м годам, благодаря развитию конструкции орудий и прицельных устройств, сложилась тенденция к увеличению дистанции боя. В ходе Русско-японской войны она получила практическое подтверждение: Бой в Жёлтом море летом 1904 года шёл на дистанциях в 40–50 кабельтовых (7–9 км). На такой дальности огонь орудий среднего калибра был практически неэффективен, а огня четырёх стволов главного калибра не хватало.

Во второй половине 1890-х флот США первым применил концепцию промежуточного калибра, немного позже идею переняли и в других крупных флотах. Но в большинстве своём такие корабли вступали в строй уже после «Дредноута» и сразу же оказывались морально устаревшими. Эти броненосцы поздней постройки, с большим количеством орудий промежуточного калибра, иногда называют «полудредноутами», считая их кораблями, переходными к концепции «только больших пушек».

Торпедное вооружение

Торпедное вооружение для тяжёлых артиллерийских кораблей конца XIX века считалось почти обязательным, хотя случаев, когда броненосец поразил цель торпедой в бою, практически не было. Самым распространённым калибром торпед на додредноутах был 18-дюймовый (457 мм). Аппараты были неповоротными и могли располагаться как под ватерлинией, так и над ней.