Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Идлиб (мухафаза)

Идлиб (араб. مُحافظة إدلب‎) — одна из 14 мухафаз на северо-западе Сирии.

География

На северо-востоке граничит с мухафазой Алеппо, на юге с мухафазой Хама, на западе с мухафазой Латакия, на севере — с Турцией. Идлиб отделяет Латакию от Алеппо и достигает плодородной долины Сахль-эль-Габ в провинции Хама. Через перевал Джиср-эш-Шугур проходит стратегическое шоссе, связывающее главный морской порт Сирии с Алеппо — северной столицей и крупнейшим экономическим центром страны.

В западной части мухафазы протекает река Эль-Аси (Оронт).

Административное деление

Мухафаза разделена на 5 районов:

Идлиб Эриха Харим Джиср-эш-Шугур Мааррет-эн-Нууман

История

В период Гражданской войны в Сирии провинция Идлиб стала оплотом суннитской вооружённой оппозиции режиму Башара Асада. Уже в июне 2011 года в приграничном Джиср-эш-Шугуре суннитские боевики, координируя свои действия с дезертирами из сирийской армии, нанесли существенный урон сирийским силам безопасности. Это был один из первых эпизодов вооружённого восстания против правительства Сирии, которое впоследствии охватит всю страну. Даже после того, как центр вооружённого сопротивления переместится в Хомс, власти не смогут полностью подавить местных повстанцев.

Провинция Идлиб, расположенная на северо-западе Сирии, граничит с турецкой провинцией Хатай. Большую часть её территории занимает плоскогорье, к которому примыкает плодородная долина аль-Габ, расположенная в пределах соседней провинции Хама. У северной оконечности долины находится город Джиср-эш-Шугур, контролирующий северную трассу к средиземноморскому побережью Сирии. Возвышенность, господствующая над районом между шоссе в Алеппо и долиной аль-Габ, известна как Джебель аль-Завия. Именно здесь осенью 2011 года возникло сильное повстанческое движение.

В 2012 году и, впоследствии, в 2015 году боевики группировки Фронт ан-Нусра захватили административный центр провинции (см. Бои за Идлиб). К концу мая эта группировка взяла под контроль всю территорию провинции. Утрата Идлиба поставила в критическое положение Алеппо, отрезанное от побережья, и открыла бандформированиям дорогу на север Латакии и в долину Сахль-эль-Габ, создав угрозу алавитским и христианским сёлам, где проживали сторонники президента республики Башара Асада.

С декабря 2015 года ВКС РФ подключились к нанесению ударов по позициям боевиков.

Сразу после освобождения Алеппо в декабре 2016 года в Идлиб стали вывозить по условиям примирительных соглашений боевиков из радикальных группировок, отказывавшихся сдаваться сирийским войскам. Первыми к местным антиправительственным группировкам присоединились боевики разгромленных бандформирований и члены их семей из Алеппо, затем из Забадани, Каламуна, Хомса, Восточной Гуты в окрестностях Дамаска и, наконец, члены непримиримых формирований с юга Сирии — из Даръа и Эль-Кунейтры. В результате депортаций 2017—2018 годов, по данным УВКБ ООН, население провинции выросло до 2,5 млн чел.

В 2017 году Идлиб вошёл в одноимённую зону деэскалации — одну из четырёх, созданных на основе договорённостей между странами-гарантами сирийского урегулирования — Россией, Турцией и Ираном. На территории провинции и в прилегающих к ней районах Алеппо и Хамы были размещены 12 наблюдательных постов турецкой армии.

В первой половине 2018 года потеря «Исламским государством» почти всех ранее контролировавшихся территорий в Сирии вынудила главарей террористов активизировать свои действия на территории провинции Идлиб и развернуть партизанские действия с целью расширения своего влияния. Здесь им противостояли конкуренты из «Хайат Тахрир аш-Шам» — альянса, сформированного вокруг бывшей «Джебхат ан-Нусра». Идлиб стал эпицентром междоусобных столкновений, в которых были задействованы сторонники ИГ, ХТШ и «умеренных» оппозиционных группировок.

Из четырёх зон деэскалации, о создании которых Иран, Россия и Турция договорились в конце сентября 2017 года, к концу лета 2018 года сохранилась всего одна — в Идлибе и на части территорий соседних провинций (по турецким оценкам, в районе проживает около 3,5 млн человек). Остальные зоны перешли под контроль сирийских властей, что стало возможно отчасти благодаря тому, что не желающим мира повстанцам предоставлялась возможность переехать в Идлиб. Башар Асад, однако, проявлял решимость вернуть под свой контроль и эту территорию. Правительственные силы и российские ВКС вели точечный огонь по позициям оппозиционных сил, но массированное наступление не начиналось ввиду противодействия президента Турции. Идлиб, согласно договорённостям, был зоной контроля Турции: по её периметру размещены наблюдательные пункты турецких ВС, многие из здешних группировок, относящиеся к так называемой «умеренной» оппозиции, Турция поддерживала на протяжении всей войны в Сирии.

В августе — начале сентября сирийская армия и проправительственные формирования подготовились к крупномасштабному наступлению на провинцию Идлиб — последний крупный анклав антиправительственных вооружённых формирований. Ситуация в Идлибе чуть было не привела к конфликту между Россией и США. Напряжённость была снята после того, как 17 сентября по итогам переговоров между президентами России и Турции был подписан меморандум о стабилизации обстановки в провинции Идлиб и создании демилитаризованной зоны вдоль линии соприкосновения сирийских войск и вооружённой оппозиции.