Т-150 — сельскохозяйственный энергонасыщенный гусеничный трактор общего назначения, выпускаемый Харьковским тракторным заводом. Кроме того, выпускается максимально унифицированный с ним сельскохозяйственный энергонасыщенный колесный трактор общего назначения Т-150К. Их отличия заключаются в ходовых системах, механизмах поворота, рамах, коробках передач (унифицированных по элементам) и системах управления.
Создание семейства унифицированных между собой колёсных и гусеничных тракторов оказалось очень сложной задачей. В настоящее время по этому пути следует знаменитая фирма John Deere (например, John Deere 8120 и John Deere 8120T).
Модификации
- Т-155К – улучшенная военная модификация для инженерных войск и перевозки артиллерии. Подходит для землеройных работ
- Т-156 – фронтальный погрузчик грузоподъемностью 3 тонны и объемом ковша 1,5 м3.
- ЛТ-157 – специализированная версия для работы в лесном хозяйстве
- Т-158 – промышленный колёсный трактор для выполнения технологичных и транспортных задач
- Т-150КД – трактор с бульдозерным отвалом.
Особенности конструкции
На тракторе Т-150 двигатель расположен спереди. К нему крепится муфта сцепления и двухпоточная коробка передач, два выходных вала которой связаны карданными передачами с правой и левой коническими главными передачами, установленными в заднем мосту. Главные передачи соединены с планетарными конечными передачами, на которых установлены звёздочки гусеничных цепей.
Поворот трактора осуществляется двумя способами: кинематическим — включением посредством гидроподжимных муфт разных передач левого и правого бортов, и силовым — уменьшением давления масла в гидроподжимной муфте отстающего борта. Минимальный радиус поворота достигается включением тормоза этого борта после полного отключения гидроподжимной муфты.
Двигатель
Специально для трактора Т-150 был разработан дизельный двигатель СМД-60. Двигатель шестицилиндровый V-образный, жидкостного охлаждения с турбонаддувом. Эксплуатационная мощность — 150 л.с. Запуск осуществляется пусковым бензиновым двигателем, который, в свою очередь, запускается электростартером.
После прекращения производства двигателя СМД-60 на трактор устанавливается безнаддувный шестицилиндровый V-образный, жидкостного охлаждения двигатель ЯМЗ-236Д3 эксплуатационной мощностью 170 л.с. Запуск электростартерный.
Трансмиссия
Коробка передач имеет несколько диапазонов(замедленый, рабочий, транспортный и задний ход), в каждом из которых 4 (3) передачи, переключаемые гидроподжимными муфтами без разрыва потока мощности. Диапазоны переключаются при остановке трактора. Кроме того, от коробки передач осуществляется привод вала отбора мощности.
Кабина
Шумо-, пыле-, виброизолированная, с 2013 г. оборудованная каркасом безопасности.
Отличия от предшественника, трактора Т-74
Идея смещения центра тяжести вперёд прослеживается на тракторах типа «Челленджер-65» с 1987 года.
Преимущества Т-150 по сравнению с предшественником — гусеничным трактором Т-74
- Увеличение производительности тракторного агрегата за счет работы на повышенных скоростях с большей силой тяги
- Уменьшение вредного воздействия на грунт (давления и буксования)
- Передача мощности двумя потоками позволила уменьшить нагрузки, повысить долговечность узлов трансмиссии, уменьшить её габариты и увеличить дорожный просвет
- Улучшение условий труда
Сравнение с трактором Т-150К
Недостатки
- Запрет на движение по дорогам общего пользования с твёрдым покрытием
- Трудности при агрегатировании с тяжёлыми навесными орудиями из-за короткой базы
- Низкие транспортные скорости
- Повышенный износ гусеничной цепи в сопряжении палец-проушина
Достоинства
- Уменьшение вредного воздействия на грунт: удельного давления в два раза, буксования -в три раза
- Увеличение тягового усилия на 20-30 %
- Повышение производительности тракторного агрегата
- Снижение расхода топлива на 10 %
- Повышение безопасности труда