Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Жмеринка (станция)

Жмеринка — узловая сортировочная станция Юго-Западной железной дороги.

Расположена в одноименном городе Винницкой области. Здание вокзала центральной станции города Жмеринка — главная достопримечательность города Жмеринка, памятник архитектуры местного значения. Один из красивейших вокзалов Украины, который неоднократно входил в список 15 самых красивых на Украине.

Описание

Официальный адрес Жмеринского железнодорожного вокзала: ул. Бориса Олейника, 1, м. Жмеринка (Винницкая область) — 23100, Украина.

Первое здание вокзала было построено во время строительства железнодорожной линии «Киев — Балта», которым руководила французская компания Где-Вриер и Ко во главе с капиталистом Фильёлем.

Второе здание возведено в период 1899—1904 годов, а проект составлен в 1893 г. и принят в 1898 г. Авторы — архитекторы Из. И. Журавский и В. М. Рыков (автор первоначального проекта).

Жмеринский железнодорожный вокзал является величественным зданием со сложной планировкой, в архитектурном стиле которого ощутимы модерн (снаружи) и ренессанс (интерьеры). Сооружение фактически стала одной из первых, возведенных в стиле, который впоследствии получил название "украинский модерн.

Железнодорожное сообщение

Со станции Жмеринка является железнодорожное сообщение в четырёх направлениях:

  • Хмельницком
  • Могилев-Подольском
  • Одесском
  • Винницком

История

Фото вокзала, 1913

Жмеринская железнодорожная станция, основанная в 1865 году между селами Большая и Малая Жмеринка на месте дубового пралеса в связи со строительством железной дороги Киев — Балта (1865—1870 годы) определила наперед развитие Жмеринки как железнодорожного поселка, способствовала его росту и расширению.

Движение поездов железной дорогой Одесса — Жмеринка — Киев начался 8 июня 1870 года, а по железной дороге Жмеринка — Волочиск — в сентябре следующего, 1871 года, наконец Жмеринка — Могилев-Подольский — 30 сентября 1892 года. Жмеринка стала крупной узловой станцией ещё в начале 1890-х годов, поэтому вопрос постройки просторного вокзального помещения оказалось довольно острым.

На строительство вокзала были приглашены архитекторы Валериан Рыков и Иван Беляев, только что окончивших Петербургскую академию художеств. Ими, была спроектирована постройка, по своему типу напоминавшая железнодорожный вокзал в баварском Мюнхене (так писала газета «Киевлянин»). Надзор за строительством осуществлял архитектор-строитель И. Журавский, он не только взялся воплощать в жизнь проект Рыкова, но и значительно дополнил его. Вокзал, возведенный им в виде корабля, который направляется к морю, стал одним из лучших в Российской империи. Примеру одного из описаний здания современниками строительства:

«Фасад выдержан в греческо-римском стиле… площадью 117 кв. сажен, вдвое больше Казатинского. Стены отделаны в стиле ренессанса с уборкой колоннадами, отдельный небольшой (царский) зал с особым выходом на платформу. Этот зал предназначен для высокопоставленых лиц. Главное здание и тоннели обойдутся приблизительно в 300 тыс. рублей, платформы и перекладка путей в 100 тыс. рублей.»

Сохранились свидетельства, что когда русский царь Николай II приехал посмотреть на новый вокзал, то первыми его словами были слова: «Вот сукин сын». Журавский, вроде, слышал эти слова и воспринял их как недовольство монаршей особы его работой, за что наложил на себя руки — застрелился. А император, якобы, на самом деле был в восторге от творения талантливого архитектора-строителя.

На самом деле, эта история о гибели зодчего является легендой — согласно адресному справочнику «Весь Киев» на 1913 год — то есть почти через десятилетие после завершения строительства вокзала, Зиновий Журавский продолжал работать архитектором технического отдела Управления Юго-Западных железных дорог.

Для перевозки пассажиров и грузов вокзал и станция «Жмеринка» открылись 1 сентября 1904 года (по старому стилю). По этому поводу в Санкт-Петербурге в журнале «Зодчий» в сентябре 1904 года было размещено сообщение: «Первого сентября текущего года на станции Жмеринка был открыт и освящен величественный вокзал в виде корабля».

Сооружение Жмеринского железнодорожного вокзала, который вскоре оброс инфраструктурой — церковью, пересыльною тюрьмой и, конечно, многочисленными обслуживающими заведениями, в том числе и кабаками, положительно отразилось на развитии городка.

Во время гражданских беспорядков на Украине в 1920-х годов в здании вокзала некоторое время находился штаб Григория Котовского.

Во время СССР на железнодорожной станции Жмеринка был построен ряд дополнительных помещений, переходов и тому подобное. Однако сохранить целостность здания вокзала в советское время не удалось — на привокзальной площади для нужд и удобства общественного и частного транспорта, был убран построен в комплексе фонтан, а в залах после ремонтов исчезли лепные украшения, картины и позолота на потолках, также с так называемой «царской комнаты» (где, по преданию, останавливался Николай II) — большой круглый стол, обтянутый зелёной тканью. Уже при независимой Украины (с 1991 года) в условиях экономических трудностей поддерживать хотя бы удовлетворительное состояние величественной вокзальной сооружения стало трудно, и только во 2-й половине 2000-х годов осуществлен ряд мер для предотвращения дальнейшего разрушения сооружения.

В течение 2011—2013 годов произошла произошла полная реставрация вокзала

С 2001 по 2011 годы на вокзале стоял памятник Остапу Бендеру в образе актёра Сергея Юрского, но в процессе реконструкции в 2011 году его демонтировали. На установку памятника не было разрешения и он стоял на месте водопроводных сетей. Сейчас ставится вопрос о возвращении памятника, который горожане считают одним из символов города, но этот вопрос не решен, к тому же он требует восстановления.

Галерея

  • Вид на вокзал с путей

  • Здание пригородных касс

  • Интерьер сооружения. Зал ожиданий

  • Фасад. Вид с IV перрона

  • Выход на I и II перроны. Вид с Привокзальной площади

  • Перрон

  • II перрон. Вид в сторону Привокзальной площади

  • Интерьер сооружения. Помещение билетных касс

  • Маркировка на одной из опор крытой платформы вокзала

  • Мемориальная доска воинам, которые освободили Жмеринку

  • Мемориальная доска архитектору Журавскому

  • Вокзал до реконструкции

  • Интерьер сооружения. Помещение билетных касс