Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Карапапахи

Карапапахи (азерб. Qarapapaqlar, диал. Qarapapaxdar) — тюркский народ, группа племён или однa из этнографических групп азербайджанцев, проживающая на северо-востоке Турции (Карс и Ыгдыр) и северо-западе Ирана, а также в Грузии (Квемо-Картли) и Азербайджане (в основном в Газахском и Агстафинском районах).

Среди карапапахов выделяются племена: теркавюн (другое название — борчало, считается «ханским племенем»), сарал, араплы, джан-ахмеди, чахарлы, улачлы.

Говорят на диалекте азербайджанского языка. В турецких переписях 1935 и 1950 гг. карапапахи наряду с турками и туркменами числились как говорящие на турецком языке, а в российской переписи 1897 года указано, что карапапахи говорят на собственном языке.

Исповедуют ислам. Иранские карапапахи — в основном шииты (главным образом алевиты), турецкие — сунниты. Карапапахи проживающие в Газахском и Агстафинском районах исповедуют ислам суннитского толка, также как и борчалинские карапапахи.

Расселение и численность

Традиционно проживают на северо-востоке Турции и северо-западе Ирана, а также в Грузии (Квемо-Картли) и Азербайджане (в основном в Газахском и Агстафинском районах).

По переписи 1926 года в Закавказье проживало 6,3 тыс. карапапахов. В 1944 году они были депортированы в Среднюю Азию, часть их вернулась в Грузию и Армению в 1980-х гг.

По оценке 2015 года всего в мире карапапахов около 300-700 тыс.

Культура

Язык

В первой всеобщей переписи Российской империи 1897 года «карапапахский» был указан как отдельный язык. Однако современные карапапахи говорят на карапапахском диалекте азербайджанского языка.

Этимология

Этноним «карапапахи» буквально означает «чёрные папахи» или на карапапахском «карабёрки» где «кара» - черный а «бёрк» - папаха.

Название «карапапахи» часто используется как тождественное названию «терекеме». Что касается этих терминов, то понятие «терекеме», по Баскакову, представляет собой собирательное название, данное им персами, и является арабским множественным числом (تر ﻛـمـه) от слова «тюрк» (تركي). Название же «карапапах», в свою очередь, является прозвищем, данным турками кочевым племенам, скорее всего, по характерному признаку одежды (قـﺎ ﺭﺍ ﭘﺎ ﭘﺎ ﺥ). По утверждению турецкого учёного А. Джафероглу, карапапахами в Турции чаще называют оседлых терекеме, проживающих в районе Карса и Ахиска, а само название «терекеме» закреплено за кочевниками.

В научной литературе, учитывая общность главного традиционного направления хозяйства - занятия скотоводством, карапапахов, падаров и шахсевенов нередко называют собирательным термином терекеминцы, объединяя тем самым все три группы.

Часть карапапахов называлась «карабёрк». О карабёрках известно, что они в XVI веке проживали в Ширване (в нынешнем Уджарском районе Азербайджана существует селение с названием Карабёрк; под именем Карабёрк в киргизском эпосе «Манас» также известна девушка-богатырь, дочь калмыцкого князя Кайып-дана; также это одно из племён, сыгравших роль в формировании каракалпакского народа).

Религия

Верующие карапапахи исповедуют ислам суннитского толка ханафитского мазхаба.

Исключение составляют лишь иранские карапапахи, которые под давлением иранцев перешли в шиизм и сегодня исповедуют шиизм.

История

В 1814 году последний эриванский сардар Хусейн-хан Каджар переселил часть карапапахов в район Эривани. На территории Эриванского ханства карапапахи проживали в 28 деревнях Дарачичагского магала. До второй четверти XIX века проживали к северу от озера Севан (в настоящее время эта территория разделена между Арменией, Грузией и Азербайджаном).

Карапапахские отряды принимали активное участие в русско-персидской войне 1826—1828 гг. После войны восемьсот семейств карапапахов, живших в районе озера Севан, переселились в Персию и Османскую империю. Персидские шахи предоставили им земли на южном побережье озера Резайе. Здесь карапапахи смешались с соседним курдским племенем мамаш, усваивая элементы курдской культуры. В Турции карапапахи получили земли в районе Карса.

В 1886 году в Кавказском крае числилось 24 тысячи карапапахов, все в Карсской области, образованной в 1878 году из земель Карсского и Чилдырского санджаков Османской империи, отошедших к России в результате русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, упоминает карапапахов в качестве отдельной этнической группы, но указывает, что карапапахами «называют закавказских татар (то есть азербайджанцев — прим.), перешедших в Карсскую область из пограничных губерний Закавказья».

По данным ЭСБЕ, на конец XIX века карапапахи составляли 22,5 % населения города Карс, 14 % населения Карсской области.

Х. А. Вермишев свидетельствовал, что проживавшие в Ахалцихском и Ахалкалакском уездах Тифлисской губернии азербайджанцы именовались карапапах.

По данным переписи 1926 года, в Армянской ССР 6311 человек идентифицировали себя как карапапахи. В Армении карапапахи проживали в Агбабинском районе.

В 1944 году карапапахи были депортированы в Среднюю Азию вместе с турками-месхетинцами.

Известные Карапапахи

Мехралы-бек - паша Османской армии, был назначен главнокомандующим полков Карапапаг Хамдийя. Был удостоен звания Национального Героя Турции.

Абрек Дели Гамбар - родился в 1902‐ом году в селении Сарачлы.

Забит Самедов - профессиональный кикбоксер, сражающийся от клуба «Ахмат» (г. Грозный, Чечня) под прозвищем «Маугли». В прошлом боец минского клуба «Патриот».

Чингиз Аллазов - боец тайского бокса и К-1. 14-кратный чемпион мира среди любителей и профессионалов

Санан Сулейманов - Чемпион Европы по греко-римской борьбе 2020.

Тофик Мусаев - боец смешанных боевых искусств, чемпион Rizin ff в весовой категории до 70 кг.