Эскадренные миноносцы типов G и H — типы эскадренных миноносцев, состоявшие на вооружении Королевских ВМС Великобритании в 1930-е годы и в период Второй мировой войны. Седьмая и восьмая серии британских межвоенных серийных эсминцев (т. н. «стандартные» эсминцы). 6 кораблей типа H с незначительными изменениями исходного проекта были заказаны ВМС Бразилии, но с началом войны выкуплены британским правительством и включены в состав флота Великобритании. В качестве лидеров флотилий построены эсминцы Grenville и Hardy, отличавшиеся усиленным артиллерийским вооружением и увеличенными размерами. На основе типа G разработано и построено 7 эсминцев для ВМС Аргентины (тип Buenos-Aires) и 2 эсминца для ВМС Греции (тип Βασιλεύς Γεώργιος).
История создания и особенности конструкции
Эскадренные миноносцы типов G и H стали логическим продолжением линии развития британских «стандартных» эсминцев межвоенного периода. По сравнению с предшественниками, эсминцами типов E и F, новые корабли несколько уменьшились в размерах, что стало возможным благодаря отказу от турбин крейсерского хода. Отказ от турбин крейсерского хода повлёк за собой уменьшение проектной дальности на ходу 15 узлов с 6000 до 5500 миль. Общая мощность энергетической установки снизилась с 36 до 34 тысяч л. с. при неизменной скорости. Внешне эсминцы типа G, строившиеся по программе 1933 года, отличались от своих предшественников типа Е наличием треногих мачт. Лондонский договор внёс ограничение на общий тоннаж эсминцев, таким образом чем они были меньше, тем больше их можно было построить.
Эсминец HMS Grenade типа GКорабли программы 1934 года (тип Н) не отличались от типа G за исключением перехода на артустановки Mk.XVII с естественной балансировкой 120-мм орудия. Большее пространство для отката при максимальном угле возвышения позволило отказаться от кольцевых колодцев, применявшихся на типах E и F. Hereward и Hero получили новые мостики со скошенной лобовой частью — характерной чертой всех последующих британских эсминцев вплоть до типа Battle.
Корпуса кораблей имели десятью водонепроницаемых поперечных переборок, отсутствовали двойное дно и продольные водонепроницаемые переборки. Это позволяло иметь машинные и котельные отделения увеличенных размеров, в которых было значительно легче разместить установки повышенной мощности, и при этом не возникали какие-либо конструктивные затруднения в обслуживании.
Эсминцы типа H для ВМС Бразилии
Эскадренный миноносец HMS Havant (бывш. бразильск. «Javary»). На крыше носовой надстройки совмещённый дальномер-директор (?)В 1938 году ВМС Бразилии заказали шесть эсминцев британского типа H. Они получили названия Japurá, Juruá, Javary, Jutaí, Juruena и Jaguaribe. Спущенные на воду незадолго до начала войны, в сентябре 1939, они были перекуплены правительством Великобритании и включены в состав Королевского флота. В целом они повторяли технические характеристики типа H, но имели ряд некоторых особенностей. К их числу относится иная система управления огнём главного калибра (система управления огнём не в британской (футовой), а в метрической системе измерения) — директор и дальномер были совмещены, а также «экспортный» вариант торпедного вооружения — торпеды «Whitehead». Кормовое 120-мм орудие и тральное оборудование было снято с целью усилить средства ПЛО. Корабли вводились в строй в условиях большой спешки. Лишь два последних корабля вошли в строй полностью укомплектованными, часть эсминцев оставались без торпедных аппаратов, часть вступила в строй с недоукомплектованной системой управлением огнём.
Не опробованная экспортная техника часто доставляла неудобства при эксплуатации не привыкшим к ней британским морякам. Ниже приводятся впечатления коммандера Дональда Макинтайра, назначенного командиром эсминца Hearty, переименованного впоследствии в Hesperus:
Вооружение
Артиллерия главного калибра
Артиллерия главного калибра состояла из четырёх 120-мм орудий Mark IX с длиной ствола 45 калибров на установках CP XVIII. Максимальный угол возвышения 40°, снижения 10°. Масса снаряда 22,7 кг, начальная скорость 807 м/с, дальность при максимальном угле возвышения: 15 520 м. Орудия обладали скорострельностью 10 — 12 выстрелов в минуту. Боезапас включал в себя 200 выстрелов на ствол.
Зенитное вооружение
Зенитное вооружение первоначально составляли пара счетверённых 12,7-мм пулемёта. Боезапас включал в себя 10 000 патронов на установку.
Торпедное вооружение
Торпедное вооружение включало в себя два 533-мм четырёхтрубных торпедных аппарата Q.R.Mk.VIII. Торпеды Mk.IX состоявшие на вооружении с 1930 года имели дальность 10 500 ярдов (9600 м) ходом 36 узлов и 13 500 ярдов (12 360 м) ходом 30 узлов. Боеголовка первоначально содержала 750 фунтов (340 кг) тринитротолуола. Бывшие бразильские были вооружены торпедами Mark X* с 300 кг тринитротолуоловой боеголовкой и режимами хода: 3000 м на 47 узлах, 5000 м на 43 узлах, 8000 м на 36 узлах, 12 000 м на 29 узлах. HMS Glowworm нёс два пятитрубных торпедных аппарата PR.Mk.I и десять торпед Mk.IX*.
Энергетическая установка
Главная энергетическая установка
Главная энергетическая установка включала в себя три трёхколлекторных Адмиралтейских котла с пароперегревателями и два одноступенчатых редуктора, две двухкорпусных паровых турбины Парсонса. Две турбины (высокого и низкого давления) и редуктор составляли турбозубчатый агрегат. Размещение ГЭУ — линейное. Котлы размещались в изолированных отсеках, турбины — в общем машинном отделении, при этом были отделены от турбин водонепроницаемой переборкой.
Рабочее давление пара — 21,2 кгс/см² (20,5 атм.), температура — 327 °C(620 °F).
Дальность плавания и скорость хода
Проектная мощность составляла 34 000 л. с. (27 000 кВт), что должно было обеспечить скорость хода (при полной нагрузке) в 31,5 узла, максимальная скорость при стандартном водоизмещении должна была составить 35,5 узлов.
Крейсерские турбины больше не устанавливались, поскольку считали, что они себя не окупят: во время войны придётся поддерживать скорость, превышающую 15 узлов, а мирное время продлится не долго. Запас топлива хранился в топливных танках, вмещавших 457—483 (450—475 длинных тонн) тонн мазута, что обеспечивало дальность плавания 5500 миль 15-узловым ходом или 2950 миль 20-узловым.
На испытаниях HMS Hero развил ход 35,01 узла при мощности 33 909 л. с. (347,4 об/мин) и водоизмещении 1490 дл. тонн.
Уменьшение мощности привело к тому, что эрозия винта была меньше, чем у всех предыдущих типов.
Главный урок состоит в том, что очень сильная эрозия может быть вызвана изменением конструкции винта и что до сих пор обычный адмиралтейский винт, имеющий заднюю часть обычной оживальной секции и постоянный шаг, превосходит специальные, испытанные на HMS Garland и HMS Griffin, тип Europa на Comet, тип Seaglia на Crescent.
Служба и модернизации
HMS Garland после модернизацииОба лидера погибли, не успев пройти модернизаций. Эсминцы типа G погибшие в начале войны («Gipsy», «Glowworm», «Grafton», «Grenade») и «Hunter» модернизацию так же не проходили. Первой военной модернизацией была удаление кормового торпедного аппарата и установка на это место 76-мм зенитного орудия. Для улучшения сектора обстрела грот-мачту срезали и уменьшили высоту второй дымовой трубы. В таком виде погибли «Greyhound» и «Gallant».
В строю к середине 1941 года из типа G остались два корабля. «Garland» был модернизирован так: в конце 1940 года с эсминца демонтировали 4-е орудие («Y»), для увеличения запаса глубинных бомб. На крыльях мостика установили 20-мм «Эрликоны». На топе фок-мачты появилась антенна радиолокационной станции 291. Вместо КДП была установлена антенна артиллерийского радара типа 285. Ещё два «Эрликона» установили вместо пулемётов. Вновь установили грот-мачту, а на ней антенну радиопеленгатора HF/DF. В 1944 году вместо 2-го орудия «В» был установлен бомбомёт «Хеджехог» и добавлено ещё два 20-мм автомата. Во время своей службы оставшиеся корабли типа H неоднократно подвергались изменениям в составе вооружения. В начале службы на Hereward опробывалась сдвоенная 120-мм артустановка Mk XII, планировавшаяся к установке на эсминцы типа Tribal. Один из торпедных аппаратов на многих эсминцах был заменён на 76-мм зенитное орудие. В конце службы оставшиеся корабли выполняли функции эскортных миноносцев с вооружением из 2-3 120-мм орудий, 6 20-мм зенитных автоматов, одного четырёхтрубного 533-мм торпедного аппарата, реактивного бомбомёта «Хеджехог» и 125 глубинных бомб. Корабли всех типов приняли активное участие в морских операциях Второй мировой войны и понесли в её ходе очень высокие потери. В ходе войны было потеряно 17 кораблей типов G, H и H для ВМС Бразилии, включая лидеры флотилий Grenville и Hardy. Два эсминца были переданы КВМФ Канады, ещё один — польским ВМС.
Влияние на иностранные кораблестроительные программы
Подрыв на мине с последующей потерей хода эскадренного миноносца Hunter 13 мая 1937 года стал причиной коренного пересмотра проекта советских эсминцев типа 7 («Гневный»). Причина, по которой корабль лишился возможности самостоятельно передвигаться, заключается в особенности расположения его машинно-котельной установки (т. н. «линейное расположение» — в передних отсеках котельные, в расположенных ближе к корме — турбинные агрегаты). На совещании Комитета Обороны проект был объявлен «вредительским» и переработан в сторону изменения размещения котлов и турбин: турбинные и котельные отделения размещались попарно.