Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Такка-такка

«Такка-такка» (англ. Takka Takka) — картина в стиле поп-арт, созданная американским художником Роем Лихтенштейном в 1962 году. Она выполнена в стиле комикса с использованием техники Бен-Дей. Картина хранится в коллекции Музея Людвига. Название произведения происходит от ономатопеического слова «Takka», изображённому на ней графически и имитирующему звук, который исходит от работающего пулемёта.

История

Рой Лихтенштейн был обученным пилотом Армии США, чертёжником и художником, а также ветераном Второй мировой войны несмотря на то, что никогда не видел и не принимал участия в активных боевых действиях. На работе «Такка-такка» изображена пулемётная стрельба, которая ведётся поверх маскировочной сети из пальмовых листьев во время битвы за Гуадалканал между американцами с союзниками и Японией с конца 1942 по начало 1943 года. На картине видны гильзы и летящая граната. Взрыв стилизован под титульную фразу. Источником для картины Лихтенштейна является рисунок из номера 40 комикса «Battlefield Action», опубликованного издательством «Charlton Comics Group» в феврале 1962 года.

Высадка союзников на островах Гуадалканал 7 августа 1942 года.

По сравнению с первоисточником на работе Лихтенштейна нет линии горизонта и других признаков глубины резко изображаемого пространства. Художник также убрал все обозначения человека в композиции, убрав руку, шлем и японский символ восходящего солнца.

Лихтенштейна критиковали за милитаризм в нескольких его работах («Такка-такка», «Бу-ух!» и «Ладно, горячая штучка, ладно!»). Художник отвечал на это тем, что несмотря на то, что герои, изображённые в комиксах, являются фашистскими типами, он не воспринимает их всерьёз. Он допускал, что подобный подход может восприниматься как политический момент, но подчёркивал, что использует его по предельно формальным причинам.

Критика

Софи Гилберт, критик американского ежемесячного журнала «The Washingtonian», похвалила картину «Такка-такка» (вместе с работой «Брататат!») как образец лихтенштейнских «агрессивных, гипермаскулинных военных картин» из-за изображения орудий, создающих звуковые эффекты и использования звукоподражательных слов во время военного конфликта.

«Такка-такка», с ее разрушением основного повествовательного предложения текстом, сосредоточенным на отсутствующих деталях о прошлом или опущенном настоящем, оценивается как «самое маловероятное соединение картины и истории». Работа рассматривается как одна из тех, в которых Лихтенштейн преувеличил значение звуковых эффектов комиксов в общем стиле поп-арта.

По мнению критика Стивена Вайзенбургера, изменения, внесённые Лихтенштейном по сравнению с первоисточником, создают напряжение между повествованием и графическим содержанием, потому что «истощённые солдаты» на картине отсутствуют. Он также отмечал, что «Такка-такка» служит подрывом интерпретативных конвенций «поп-культуры» и, что ещё более важно, подвергает сомнению общую идею о войне, героизирующую насилие во имя неких высших идей. Косвенным образом сравнивая «Такка-такку» с «Герникой» Пикассо искусствовед Клаус Хоннеф утверждал, что использование в работе «мультипликационной идиомы в сочетании с элементами письменного языка» демонстрирует, что искусство не должно представлять ужасы войны графически, чтобы быть сильным.