Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Пуё (государство)

Пуё (кор. 부여; кит. 扶餘, Фуюй) — корейское государство в районе современной Северной Маньчжурии, существовавшее со II века до н. э. по 494 год. В 494 году его остатки вошли в Когурё, которое, как и государство Пэкче, называли себя его преемниками.

Известно, что в 285 году от Пуё отделилась Тонбуё (восточное Пуё), после чего для того, чтобы отличить два эти государства, изначальное Пуё стали иногда называть Пукпуё (северное Пуё). Империя Когурё в начале своего развития носило название «Чольбон Пуё», а в 538 году Пэкче было переименовано в Намбуё (южное Пуё).

«Пуё» также является названием одного из уездов в современной Южной Корее.

Расположение

Находилось в 1000 ли к северу от округа ханьской империи «Сюаньту», на юге граничило с Когурё, на востоке — с тунгусо-маньчжурскими племенами Илоу, на западе — с сянби, на севере жили до реки Жоушуй (弱水, китайское название, калька, означающая, что по реке сложно плавать, «слабая вода»). Протяжённость земли Пуё — около 2000 ли.

История

Зарождение

Дата основания точно неизвестна, однако Пуё появляется в китайских хрониках периода «Борющихся Царств» как государственное образование, граничащее с Янь.

История основания Пуё отображена по-разному в китайских и корейских источниках: первые говорят, что основателем государства был выходец с Севера Тонмён (동명, 東明), тогда как вторые указывают на Хэбуру.

В китайской хронике:

«Хоу Ханьшу» приведена легенда о происхождении Томёна (в китайской передаче «Дунмин»). Однажды правитель варварского народа Соли (索離) отправился в долгое путешествии и, когда вернулся, обнаружил, что его служанка понесла. Он хотел убить её, но она сказала ему, что с неба на неё сошёл дух в форме яйца, и она забеременела (схоже с легендой о сяньбийце Таньшихуае). Князь заточил её, но вскоре она родила мальчика. Князь отнёс его в хлев к животным: свиньям и лошадям, оставил там, но ему не было никакого вреда. Князь счёл его божеством и отдал матери, которая назвала его Томён (кит. Дунмин — «светает на востоке»). Вскоре он вырос и стал отличным стрелком. Князь возненавидел его и хотел убить. Тогда Томён бежал на юг, к реке Янсы (掩㴲水). Он ударил луком по воде, рыбы и черепахи (鱉 — Дальневосточная черепаха) всплыли на поверхность и образовали собой живой мост, по которому он пересёк реку. Он перешёл в Пуё и стал там править.

Пуё и Восточная Хань

Существуют свидетельства того, что Пуё было данником восточной Хань и искало у неё защиты в борьбе против Когурё, в частности, в 120 году Пуё послало принца Вэйчутая в Сюньту с просьбой о военной помощи. Несмотря на это, Пуё не гнушалось совершать набеги на границы восточной Хань, например, в 111 и 127 году.

Во время Восточной Хань Пуё налаживает контакты с округом Сюаньту. В правление Гуан У-ди стали приезжать в Китай для дипломатических контактов. В 50 (или 48) году прислали дань императору, в обмен получив щедрые подарки. Эта практика не прекращалась.

В 111 году фуюйский князь с 7000—8000 пехоты и конницы напал на Лэлан, было убито некоторое количество народа и чиновников, но вскоре всё утихло.

В 120 году наследник князя Юйцютай (尉仇臺) привёз дань императору и был награждён шёлковыми тканями.

В 136 году князь Пуё сам посетил столицу Китая (тогда Лоян). Император устроил пир с представлениями, борьбой и театром.

В 161/162 году император снова принимал посла из Пуё с данью.

В 167 году правитель Пуё Футай (夫台) с 20 000 воинов напал на Сюаньту. Правитель области (太守, тайшоу) Гун Суньюй (公孫域) разбил пуёсцев, убив 1 000 человек.

С 175 года при Лин-ди (Хань) пуёсцы снова стали присылать дань.

Во II веке фуюйцы два раза вторгались на Ляодун, но ослабли после нападения Таншихайя.

Пуё при Троецарствии. Уничтожение государства.

В 246 году пуёсцы помогали провиантом воюющим с Когурё китайцам. В 285 году Мужун Хуэй взял столицу Фуюй. Сын покончившего с собой царя Илюя пытался восстановить государство, но Мужуны разгромили его. После этого часть фуюйцев была переселена в Китай, остальные влились в Когурё.

Тонбуё

Согласно некоторым источникам, Пуё была разделена на две страны: Пукпуё и Тонбуё. Тонбуё располагалась к востоку от земель Окчо (옥저, 沃沮), недалеко от современного Яньбяня. Его правители подчинялись Пукпуё.

Чольбон Пуё

Некоторые корейские записи относят название «Чольбон Пуё» (졸본부여, 卒本夫餘) к раннему Когурё либо его столице, подчёркивая, что основатель Когурё был сыном основателя Пуё и сводным братом основателя Тонбуё.

Когурё, вероятно, возникло на территории Чольбон Пуё и имело связь с Тонбуё. Развиваясь, Когурё поглотило все территории Пуё и Окчо.

Падение

Пуё было вассализировано Когурё. В 457 году Пуё платило дань династии Северная Вэй, однако большую часть времени своего заката оно было под управлением Когурё. Когурё и Пуё подверглись нападениям со стороны набирающей силу Уцзи (Мохэ, 勿吉, 물길) в 494, после чего Пуё было аннексировано.

Культура

Жители Пуё, населявшие маньчжурские степи, занимались в основном земледелием. Их обычаи и традиции описаны в хрониках Сань го Чжи.

В культуре прослеживаются элементы тотемизма, существовал культ Неба. В 12 лунный месяц устраивали праздник, встречу барабана Неба, с пирами, песнями и плясками, а также помилованием осуждённых. Были человеческие жертвоприношения на похоронах вождей.

Социальная структура общества обладает спорными трактовками. Так, были касты медведя, тигра, рыбы, коня, быка, пса/волка, выполнявшие свои обязанности и исполнявшие свои ритуалы, что южнокорейскими историками трактуется как чиновники. Однако, по всей видимости, это преувеличение. Это ни что иное как разграничение обязанностей каст по тотемам. В каждом кочевом стойбище был свой глава и человек, присланный из касты. В законодательной системе действовало правило семейной ответственности за преступления, что говорит о не до конца распавшихся родо-племенных отношениях. Семью казнённого продавали в рабство, с вора взыскивался штраф в 12-кратном размере, распутников любого пола казнили в горах (привязывали к дереву, где они умирали от голода, а тела их съедали птицы и звери), убийцу хоронили под трупом убитого в одной могиле.

Стойбища защищались деревянным частоколом.

Из оружия использовали луки со стрелами, копья и однолезвийные мечи (как китайский дао). Перед войной жертвовали Небу быка и по его копытам гадали об исходе войны.

Любили петь при ходьбе днём и ночью, пели почти всегда, когда шли куда-либо.

Наподобие хунну и других кочевников, практиковали наследование жён от старшего брата к младшему.

Мертвецов хоронили, завернув в ткань, гроб не использовали. Исключением являлся правитель, захоранивавшийся в мраморном гробе.

Язык

Язык пуё, наравне с языками Когурё, Пэкче и японскими языками, входили в обособленную языковую семью, родственную алтайской.

Язык Пуё практически не сохранился, за исключением небольшого набора слов, однако известно, что он был похож на языки Кочосона, Когурё и восточного Окчо.

Хозяйство

Земли Пуё были в основном равнинными и удобными для земледелия. Однако народ был полукочевой и только некоторые племена выращивали злаки. В этом регионе в период Когурё произрастали культуры — просо обыкновенное, ячмень, полба. Занимались в основном скотоводством (конь, бык) и охотой, экспортировали меха и кожи. Добывали агат.

Наследие

Когурё и Пэкче, два из трёх корейских государств, считали себя преемниками Пуё. Ван Онджо, основатель Пэкче, считается сыном Тонмёнсона, основателя Когурё. Пэкче официально сменило имя на Намбуё (남부여, 南夫餘 «Южное Пуё») в 538 году.