Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Тургенево)

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы — церковь села Тургенева (ныне в Чернском районе Тульской области), родового имения Сергея Николаевича Тургенева — отца великого писателя.

Престолы: Введения во храм Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, Параскевы Пятницы.

История

Существует с 1784 года. В 1795—1806 гг. была перестроена на средства помещика Николая Алексеевича Тургенева, деда писателя И. С. Тургенева. Храм каменный во имя Введения во Храм Пресвятой Богородицы. На постройку церкви дед писателя первоначально истратил 15 тысяч рублей серебром, ему даже пришлось продать одно из своих имений.

3 сентября 1861 года храм был освящен. Н. А. Тургенев поместил в церкви семейную реликвию — серебряную икону «весом в 6 с половиной фунтов», которую предки Тургенева берегли на протяжении многих поколений. В настоящее время храм восстанавливается.


В иконостасах — иконы Спасителя и Божьей Матери — работы Академии Художеств. Более замечательная живопись принадлежала художнику Свиридову, часто жившему у Н. Н. Сухотина: Святитель Николай Чудотворец, Анна Пророчица (в иконостасе при левом клиросе изображение Архангела на северной двери. Мясоедову принадлежало изображение Господа Саваофа и трех ангелов при нём.

Над иконостасами была устроена арка. Красотой отличались царские ворота, резные, раззолоченные. В 1893-95 годах иконостасы поновлялись, по образцу левого оборудовался правый. Левый иконостас устраивал московский иконостащик Павел Варфоломеивич Чаадаев за 2500 руб.. Правый иконостас сделал на средства того же Чаадаева иконостащик города Козельска. Высокая золоченая колокольня, белые колонны, красивые царские ворота делали церковь величественной. Она украшением возвышалась над селом и парком Тургеневых. Так гласит летопись Введенского храма.

Кладбище

Кладбищем первоначально служило место возле церкви, где хоронились церковные и иные по штату миряне. Это кладбище вместе с церковью «было обнесено кирпичной оградой».Другое кладбище находилось на выгоне, между училищем и причтовыми постройками, «занимало пространство в 1/8 часть десятины», ограждений не было. «Погребение здесь происходило по просьбе священника, при согласии помещика в 1854 году. С этого времени хоронили опять близ церкви, пока на помещичьей земле не отвели кладбище». Его обсадили деревьями, окопали рвом. Кладбище, о котором говорит летописец, существует по сей день. Давно нет ворот, ров и пространство между могилами поросли зеленью. Усыпальницы на этом кладбище никогда не было. При погосте близ церкви до сего времени сохранился склеп, вход в него с улицы. Примерно до 70-х годов 19 века у церкви сохранялось множество памятников, в том числе над могилой Надежды Маляревской. С ними поступили кощунственно: поддели бульдозерным ковшом под основание, стащили, погрузили на самосвал и увезли куда-то. Кто отдал распоряжение совершить этот акт вандализма неизвестно. Старожил села Тургенева, учитель труда Тургеневской школы, пенсионер, Иван Иванович Сахаров в детстве своем, в 30-е годы видел, как надругались над прахом Сухотина, покоившемся под плитами храма в цинковом гробу: какие-то люди приехали с лопатами на легковых машинах, быстро вошли в церковь и стали копать в том месте, где, по их сведениям, был гроб Сухотина; отрыв его, открыли. Не найдя ничего, выругались, бросив останки на землю, уехали. Дети видели через оконную решетку церкви, как тело Сухотина, в гробу чудесным образом сохранившееся, вдруг, при доступе воздух, все сжалось, осело. Военная форма артиллерии майора Николая Николаевича Сухотина стала предметом забавы неразумных мальцов…

Священнослужители. Приходская школа

Первым священником Введенского храма был Борис Михайлов, переведенный в 1784 году из села Гунькова в Тургенево «на новостроение церкви», о чём свидетельствуют ревизские сказки по селу Тунькову за 1798 год. Наибольшее значение в истории села Тургенева и Введенского храма, судя по обнаруженным документам, имели священники Иван Петрович Сахаров — автор труда «Исторические памятники Тульской губернии», Владимир Васильевич Говоров и Иван Васильевич Казанский. В «Клирной ведомости» села Тургенева за 1861 год значится: «Священник Владимир Васильев Говоров, дьячков сын. По окончании Тульской духовной семинарии был уволен с аттестатом 1-го разряда. В 1842 году октября 20 дня рукоположен во священники Пр. Еп. Дамаскиным, в 1849 году был избран членом-корреспондентом Императорского Русского Географического общества и в 1850-52 годах получил от Общества благодарность за доставление климатических сведений, В 1854 году определен членом Комиссии для составления новых описей церковного имущества. Награждён крестом»

В семье отца Владимира, кроме жены Марии Ивановны, пятеро детей Федор учится в Тульской Духовной семинарии, Петр - там же, учится на средства отца, в доме еще девочки — четырнадцатилетняя Александра да трехлетняя Наталья, да годовалый Семен.

Дьячком при Говорове служил Алексей Петрович Птицын, пономарем — Василий Петрович Ключарев, В «Летописи Введенской церкви» сказано, что Говоров был «депутатом от духовенства, наблюдателем школ и помощником благочинного», «награждён камилавкой». В 1880 году священник вышел за штаты, служил по найму в тюремном замке города Черни. Он умер 19 июня 1892 года. До самой смерти батюшка был на ногах и в твердой памяти.

Владимир Васильевич Говоров открыл первую церковно-приходскую школу в 1863 году. Вместе с ним учителем работал и псаломщик Ключарев. Открывалась школа в присутствии помещика села Николая Сергеевича Тургенева. Двадцать мальчиков были обеспечены тетрадями и букварями. Школа приняла мальчиков и всего прихода, В «Летописи Введенской церкви» читаем: «Грамотность в приходе села Тургенево, особенно в самом селе, не могла не развиваться при таких преданных просвещению народной массы лицах, каковыми были Иван Сергеевич Тургенев и штатный священник Владимир Васильевич Говоров. О литературном значении первого нет и речи, о последнем известно как о стихотворце».

Что касается Ивана Васильевича Казанского: «С июля 1880 года состоит священником села Тургенева, уроженец села Каменки Епифанского уезда, сын диакона Baсилия Григорьева, воспитанник Тульской семинарии выпуска 1877 года. С 1881 года состоит законоучителем школы села Тургенева»; на первых порах, несмотря на тесное помещение, школа успела показать себя с хорошей стороны. При ревизии школы членом Чернского Уездного совета священником Михаилом Яковлевичем Пятницким было сделано следующее заключение: «Способ первоначального обучения чтению звуковой. Преподавание ведется разумно, осмысленно. Самой даже младшей группы дети начинают читать с правильной интонацией и пониманием. Закон божий преподает местный священник Иван Васильевич Казанский. Прочим предметам обучает кончивший курс Тульской Духовной семинарии Иван Николаевич Б. (?) Тот и другой обладают замечательным педагогическим тактом. Тот и другой трудятся по школе с усердием примерным». Другая ревизия школы, проведенная 9 марта 1883 года, отметила: «Училище ведется в опрятности, успехи учеников — свидетельство о прилежании и добросовестности учителей. За время существования Тургеневской Земской школы выдано свидетельств на льготы 4-го разряда по отбыванию воинской повинности шестнадцати ученикам», А. Ф. Поляков в «Истории Тургеневской средней школы» пишет, что Казанский «был человеком волевым, настойчивым, энергичным». Он слыл в Тургеневе очень авторитетной личностью. Его большой деревянный дом с высоким крыльцом стоял на месте нынешнего молокозавода . Казанский был прекрасным семьянином, имел 12 детей. По рассказам Анны Михайловны Поляковой, старожилы помнили, как батюшка, попадья и все двенадцать отпрысков нередко шествовали на званый обед к барину. Казанскому удалось, как пишет А. Ф. Поляков, уговорить богатого чернского купца Чаадаева помочь в строительстве на селе специального здания церковно-приходской школы. И вот в 1883 году на берегу крохотного ручейка Азаровка, впадающего в Снежедь, появилось новое здание школы. Оно было деревянным, крыто железом, на высоком фундаменте. В школе была одна классная комната, раздевалка и маленькое помещение для учителя и сторожа. Училось тогда в школе 60 учеников.

Вот ещё выписка из брошюры А. Ф. Полякова: «Священник Казанский, фактически заведующий и попечитель церковно-приходской школы, не счел возможным ограничиться только этим типом учебного заведения для крестьян. В его намерение входило создать такую школу, которая явилась бы своеобразной „кузницей кадров“ для школы грамоты и церковно-приходских школ Чернского уезда и всей Тульской губернии. Он добился в духовном ведомстве отпуска средств на постройку второклассной школы и привлек помещика Лаурица к этому делу». В 1897 году в Тургеневе была открыта «второклассная школа» во вместительном здании на верху бугра Красный холм, там, где теперь находится правление колхоза имени Тургенева. Один из первых учеников этой школы, Петр Митрофанович Шадский, вспоминал, что школа была из «красного леса», стояла на высоком фундаменте. Четырёхметровый коридор делил здание на две части. В левой части размещались три одинаковые классные комнаты, в правой — раздевалка, учительская, библиотека, классная комната и кабинет наглядных пособий. Рядом отвели квартиру для учителей, организовали интернат на 50 человек. Отдельно от школы стояли баня и дровяной сарай. Все эти постройки были окаймлены красивой изгородью, занимали площадь около гектара. Заведующим школы был о. Казанский, попечителем — А. А. Лауриц. Педагогический коллектив состоял по преимуществу из лиц, закончивших духовную семинарию. В школе преподавали закон божий, церковную историю, русский язык, географию, физику, арифметику, отечественную историю, черчение, чистописание, рисование, дидактику, церковное пение, практические сведения по гигиене. Ходила в классы в основном беднота, в домотканой одежде, в лаптях, а в плохую погоду — на ходулях. В холщевых сумках через плечо носили школьные принадлежности: книги, тетради, карандаши. Однако все, за редким исключением, учились прилежно. Обаяние и влияние школы было велико. Иван Васильевич Шишов, получивший потом высшее образование и работавший в Свердловском университете, очень тепло вспоминал о школе этого периода: «Я должен прямо сказать, что ни одна из школ, которые я потом окончил, не оставила во мне столько светлых воспоминаний, как Тургеневская второклассная школа. Под руководством Казанского здесь работали учителя-энтузиасты».

Надо сказать, что прекрасные традиции, заложенные в это время, продолжали затем учителя начальной школы. Они внушали детям, что, воспитанные в светлом ореоле памяти Ивана Сергеевича Тургенева, они должны в жизни своей быть достойными этой памяти…

Последний тургеневский священник — Сергей Николаевич Абрамов. Родился он в городе Белеве. Мать — прачка, отец — бондарь. Его дочь, Серафима Сергеевна, рассказывала, что Сергей Николаевич окончил Белевское двухгодовое духовное училище и был вначале отправлен в Тулу петь в церковном хоре. В 1919 году из Тулы его перевели в с. Покровское, где он был псаломщиком.

В 1923 году протоирей перевел, отца Абрамова, священником во Введенскую церковь села Тургенева. Семья священника прожила в церковной сторожке до 1930-го года. Когда начались гонения на церковь, отец Сергий, любящий муж, ради спокойствия семьи дал жене формальный развод и… как в воду канул. Осталась только добрая память о нём. Рассказывают, что он много читал, обожал русскую классику, воспитал большими любительницами книг двух своих дочек Марию и Серафиму. Жена отца Сергия, в девичестве Наталия Зайцева, была очень религиозна, даже ездила помолиться в Иерусалим. Серафима Сергеевна говорит, что отец её был твердого убеждения, что люди вернутся к вере, ибо без веры жить нельзя. Авторитет отца, человека скромного, миролюбивого, всегда оставался для семьи непререкаем. Глаза Серафимы Сергеевны, серо-голубые, огромные, излучают удивительно ласковый свет. Она работала учительницей начальных классов на Украине. Потеряв мужа, она вернулась на родину и вместе с сестрой трудилась в деревне. В маленьком стареньком домишке Серафимы Сергеевны всегда люди. Ей с её уже слабым здоровьем, в преклонном возрасте трудно жить одной, но доброе слово поддержки всегда найдется у неё для людей. Так вспоминали её родители.

Дополнительные сведения

Из «Клирных ведомостей» села Тургенева: "Престолов в ней положено бысть три:

а) Настоящая холодная во имя Введения во Храм Пресвятые Богородицы», б) в приделах же холодных: по правую сторону - во имя Святителя Николая Чудотворца, а по левую - во имя Преподобныя Параскевы. Причта по штату можно бысть три: священнику, дьячку и пономарю по одному.

В 1930-е годы Введенская церковь утратила своё назначение. До Великой Отечественной войны ней располагался клуб, в годы войны - госпиталь, в послевоенные годы хранили зерно, потом удобрения.