Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




13.02.2021


07.02.2021


24.01.2021


24.01.2021


24.01.2021





Яндекс.Метрика

Неопалимая купина

16.09.2021

Неопалимая купина — в Пятикнижии: горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай. Когда Моисей подошёл к кусту, чтобы посмотреть, «отчего куст горит огнём, но не сгорает» (Исх. 3:2), Бог воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю.

В христианстве

В христианстве Неопалимая купина — один из ветхозаветных прообразов, указывавших на Богоматерь. Эта купина знаменовала собою непорочное зачатие Богоматерью Христа от Духа Святого. В Православии неопалимая купина является также символом исихазма, так как исихаст постепенно рождает в самом себе ни в коем случае не являющегося ни Богом, ни наместником Бога на Земле в какой бы то ни было форме богочеловека по благодати (по энергиям, по имени), подобно рождению Богоматерью единственного во веки веков Богочеловека по сущности (по природе), и потому, что при необходимости старец, подобно Моисею, может вести своих духовных чад, при Иисусовой молитве призывается Святой Дух, а история исихазма связана с монастырём Святой Екатерины.

Неопалимая купина в монастыре Святой Екатерины

В православном монастыре Святой Екатерины на Синайском полуострове почитается куст, по преданию считающийся неопалимой купиной.

В монастыре в IV веке была построена часовня Неопалимой купины. О ней и о Купине упоминает в своём рассказе о Святых местах Востока, написанном в конце IV века, паломница Сильвия (Эгерия):

Пройти же до начала этой долины было нам необходимо потому, что там было много келий святых мужей, и церковь в том месте, где находится купина: эта купина жива и до днесь и дает отпрыски… А эта купина, как я сказала выше, есть та, из которой глаголал Господь к Моисею в огне, и находится в местности, где есть много келлий и церковь, в начале долины. А перед церковью прелестный сад, с обилием превосходной воды, и в этом саду купина.

Престол часовни расположен не как обычно над мощами святых, а над корнями Купины. Для этой цели куст был пересажен в нескольких метрах от часовни, где продолжает расти дальше. В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина. Оно обозначено отверстием в мраморной плите, закрытым серебряным щитом с чеканными изображениями горящего куста, Преображения, Распятия, евангелистов, святой Екатерины и самого Синайского монастыря.

Православная иконография

Икона Богородицы Неопалимая Купина

В православии наименование иконы Богоматери, символически раскрывающей сразу несколько аспектов её почитания и составленной на основе важнейших ветхозаветных прообразов воплощения Христа.

В центре иконы располагается изображение Богоматери с младенцем, которая, как правило, держит в своих руках ряд символических атрибутов, связанных с ветхозаветными пророчествами: Гору из пророчества Даниила, Лестницу Иакова, Врата Иезекииля и т. п. Это изображение заключено в восьмиконечную звезду, образованную двумя четырёхугольниками — зелёным и красным (естественный цвет Купины и цвет объявшего её пламени). Вокруг него, в свою очередь, располагаются изображения четырёх ветхозаветных сюжетов: Моисей перед Купиной, сон Иакова, Врата Иезекииля и Древо Иесеево. Другая тема иконы — служение ангелов Богоматери и поклонение небесных сил чудесному рождению Бога от Девы — их изображения располагаются в лучах восьмиконечной звезды; среди них — архангелы и безымянные ангелы — олицетворения стихий, известные из Толковой Палеи, Книги Еноха и других апокрифических сочинений.

В целом эта тема нашла своё отражение во многих богослужебных текстах, откуда, очевидно, и была заимствована (ср. напр. «Всякое естество ангельское удивися великому Твоего вочеловечения делу» — Акафист Богоматери, кондак IX и др.). Предание, повествующее о чудесах, совершенных Богом, при заступничестве Богородицы, по молитвам пред иконою «Неопалимая купина», не сохранило истории её обретения; в русской иконописи она известна с середины XVI века.

Попытки научного объяснения

Среди возможных научных объяснений предполагаются физический эффект огни святого Эльма, химический эффект низкотемпературного холодного огня как свечения, а не собственно огня (пламени). Ещё одна версия связана с тем, что если в жаркий день поднести огонь к растению, воздух вокруг соцветий на пару секунд ярко, с отчетливым хлопком вспыхнет, однако само растение при этом не загорится. Фокус объясняется большим количеством эфирных масел, выделяемых цветками и плодами.