Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Батако

Батако или Старый Батако (осет. Бæтæхъойыхъæу) — село в Правобережном районе Республики Северная Осетия — Алания.

Административный центр муниципального образования «Батакоевское сельское поселение».

География

Селение Батако находится на севере Правобережного района, у южного подножья Кабардино-Сунженского хребта, на высоте 595 метров над уровнем моря. Находится в 22 км к северу от районного центра — Беслан и в 47 км к северо-западу от города Владикавказ.

История

Основателем села является офицер российской армии — Бада Кадиев, один из самых влиятельных людей Осетии середины XIX века. С 1844, вместе с Б.Кадиевым, сюда переселяются тагаурцы, в основном выходцы из Кобаньского ущелья, а позднее так же выходцы из Урс-Туальского ущелья (Плиевы).

В государственных документах это селение первоначально называлось Владимирским, но это название не закрепилось, и позже было переименовано в Батако-Юрт, по названию маленькой пересыхающей речки — Батако, протекавшей через село. Однако жители самого села именовали его — Бада-Юрт (по имени основателя Бада Кадиева).

В «Прошении Иналовой деревни вольных фарсаглагов» начальнику Владикавказского военного округа генерал-майору Ильинскому отмечалось: «До сих пор мы не были обязаны никому из частных лиц никакими податями; переселившиеся из нас по некоторым обстоятельствам осетины в деревни Заманкульскую, Эльхотовскую и Батако-Юртскую забрали свои строения, дворовую ограду и вообще все свои пожитки как свою собственность». Как видно, в сознании крестьян перечисленные три аула, включая Батако, были «вольными». Однако реальная картина взаимоотношений между крестьянами и равнинными поселениями тагаурских алдаров была не столь радужной. Так в 1840-х годах, крестьяне Батако-Юрта пытались убить владельца соседнего аула — Муссу Кундухова и его братьев.

Царской администрацией в ауле была построена церковь Святого Георгия Победоносца и приходская школа при ней, так как аул был отнесён к числу христианских. В это время, был отток осетин-мусульман, в мусульманские селения. Переселялись в основном в Эльхотово, Зильги, Заманкул, и Тулатово (Беслан). Были случаи ухода в далёкую Дигорию, в аулы Хазнидон, Чикола. В Батако-Юрте, помимо церковной школы, были две начальные. В 1905 году жители напали на церковь и священника, захватили прилегающую к церкви землю. Наряду с Батако-Юртом, захваты церковных земель имели место в Христиановском, Дарг-Кохе, Ногкау, и других селениях.

Как видно, в сознании крестьян перечисленные три аула, включая Батако, были «вольными». Однако реальная картина взаимоотношений между крестьянами и равнинными поселениями тагаурских алдаров была не столь радужной.

В пореформенной Осетии в Батако появилась небольшая группа «имущих» и «зажиточных», сумевших приспособиться к новым условиям. О быстром развитии торговли свидетельствует появление множества различных торговых обществ, банков и касс. В 80-х годах XIX века в равнинных селах Осетии наибольшее количество торговых заведений было: в Алагире — 25, Христиановском — 19, Батако — 18, Хумалаге — 9, Эльхотово — 12, Кадгароне — 11 и т. д. Несмотря на трудности, в первую очередь — финансовые, в конце XIX века в школьном деле произошли существенные сдвиги. Именно в тот период за счёт самого сельского населения большинство школ приобрело собственные помещения, что позволило увеличить численность учащихся. В крупных равнинных селениях, в том числе Батако, наряду со школами грамоты, имелось от двух до четырёх начальных школ. Процесс расслоения жителей Батако проявился в годы первой революции. С другой стороны, появление сельских банков и кредитных товариществ (в Батако — «Владимирское кредитное товарищество») объективно стимулировало развитие сельского хозяйства и экономики в целом. Общая сумма кредитов составила свыше 700 тыс. руб.

В 1885 году в Батако произошли стихийные выступления против власти, во время сбора налогов и принудительной уплаты долгов за счёт имущества. Произошло столкновение с отрядом казаков пристава Антонова. Бунт, был подавлен только через две недели. Начальник области с одобрения кавказского наместника назначил в Батакоюрт военную экзекуцию. 350 солдат и казаков в течение месяца творили бесчинства: обезоруживали жителей, произвели новые многочисленные аресты, отбирали скот, грабили и всячески унижали жителей. Главных «зачинщиков в нарушении порядка и спокойствия в селении» — Бориса Бигаева, Ципу Хубаева, Бзго Фидарова, Николая Ходова сослали «на продолжительное время» на остров Чечень, а Габиса Цкаева, Дзахота Бигаева, Габо Кадиева, Ахмет Косаева, Текло Фидарова, Ельзарико Хубаева и других, всего 22 человека, заключили, одних в Веденскую тюрьму, других — на Шатоевскую гауптвахту. Положение арестованных и сосланных было исключительно тяжелым. Через месяц все они заболели и здоровье их, по свидетельству врача, стало безнадежным. Сосланные на остров Чечень через некоторое время стали жаловаться на сильные ревматические боли в нижних конечностях и сильные головные боли, выпали зубы, усилились припадки под влиянием болотного отравления. В своём прошении от 11 января 1887 заключённые во Владикавказскую тюрьму батакоюртовцы умоляли нальника области облегчить их участь. . - <<Аграрный вопрос и крестьянское движение в пореформенной Осетии>> Б.Берозов, 1980г.

В 1918 году село было разрушено ингушами, они так же сожгли церковь и жителям села пришлось пару лет скитаться по сёлам и станицам Осетии. В 1920 году, беженцам было предложено место нынешнего селения Ногир для переселения. Однако, они изъявили желание восстановить разрушенное село. Одноако при обратном переселении, большая часть батакоевцев остановилось близ Беслана и основали новое село Новый Батако.

В 1996 году постановлением Парламента РСО село Старый Батакоюрт было переименовано в Батако.

Население

Национальный состав

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года:

Инфраструктура

  • Администрация,
  • Средняя школа,
  • Детский сад,
  • Дом культуры,
  • Амбулатория
  • Церковь

Религия

Вследствие политики поземельной комиссии начальника Владикавказского округа, барона И.Вревского(1850-56гг), в контексте расселения осетин по сословно-религиозному признаку, Батакоюрт был отнесён к христианским селам [см. <<Переселение осетин с гор на плоскость >>,Б.Берозов, 1980г.]

Однако сохранялось мусульманское меньшинство среди Кадиевых, Аликовых и др.до сожжения селения ингушами.

Известные уроженцы

  • Бзаров Георгий Николаевич (1911—1943) — Герой Советского Союза.
  • Кубалов Александр Бызиевич (1871 — после 1937) — осетинский поэт, переводчик, общественный и культурный деятель. Автор «Афхардты Хасана» — первого крупного литературного произведения, опубликованного на осетинском языке (1897).
  • Плиев Исса Александрович (1903—1979) — Генерал армии, дважды Герой Советского Союза, Герой Монгольской Народной Республики.
  • Ходов, Константин Елизарович (1907—1989) — Герой Советского Союза.