Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Поэма о крыльях

«Поэма о крыльях» — советский художественный фильм 1979 года режиссёра Даниила Храбровицкого о жизни и творчестве авиаконструкторов А. Н. Туполева и И. И. Сикорского.

Сюжет

Фильм повествует о судьбах двух великих русских авиаконструкторов, Андрея Туполева и Игоря Сикорского: когда-то давно один из них остался в новой России, другой навсегда покинул её. Разные судьбы, разный путь к одной цели, покорению неба…

В финале оба авиаконструктора случайно встречаются, после многих лет разлуки, на Парижском авиасалоне, куда Туполев привёз свой Ту-144…

В ролях

  • Владислав Стржельчик — А. Н. Туполев
  • Юрий Яковлев — И. И. Сикорский
  • Николай Анненков — Н. Е. Жуковский
  • Ада Роговцева — Юлия Николаевна Туполева
  • Олег Ефремов — С. В. Рахманинов
  • Анатолий Азо — А. А. Архангельский
  • Юрий Каюров — В. И. Ленин
  • Игорь Ледогоров — Шевелёв, соратник Туполева
  • Пётр Вельяминов — Дмитрий Степанович Орлов, государственный деятель
  • Эрнст Романов — Н. П. Горбунов
  • Игорь Васильев — Вадим Алексеевич Кириллов, из команды Сикорского
  • Иван Лапиков — есаул, эмигрант в США
  • Георгий Епифанцев — Попов, лётчик в Париже
  • Владислав Долгоруков — В. П. Ветчинкин
  • Эдишер Магалашвили — Г. К. Орджоникидзе
  • Валерий Бабятинский — император Николай II / человек из лаборатории с аэродинамической трубой
  • Алла Балтер — эпизод
  • Борис Борисов — Князев
  • Александр Галибин — Костя
  • Игорь Дмитриев — Великий князь
  • Эдуард Изотов — подданный царя
  • Юрий Каморный — М. М. Громов
  • Роман Филиппов — купец-сибиряк
  • Альбина Матвеева — медсестра

Из истории съёмок

  • Первоначально на роль Сикорского был утверждён Владислав Дворжецкий, но он вынужден был отказаться по состоянию здоровья.
  • Полноразмерную летающую копию самолёта «Илья Муромец» для съёмок фильма построили в СКБ Рижского Краснознамённого института инженеров гражданской авиации (РКИИГА) под руководством инженера Ю. Б. Прибыльского и собрали в ангаре аэроклуба латвийского колхоза «Накотне», который взял на себя выполнение работ по хозяйственному договору. Поскольку чертежей самолёта не сохранилось, по заказу «Мосфильма» их выполнило вертолётное КБ Миля. Однако в СКБ эти чертежи забраковали, поскольку расчёты прочности были неточными, а малейшая ошибка грозила крахом попытке состыковать из частей огромную махину самолёта с размахом крыльев в 30 метров и длиной фюзеляжа 22 м. Перерасчёт конструкции и чертежи выполнил преподаватель РКИИГА Донат Павлович Осокин. «Группа энтузиастов из Риги за полгода и 300 тысяч рублей сделала то, на что моей фирме потребовалось бы 2 года и полтора миллиона», — примерно так передают слова Главного конструктора Алексея Туполева после того, как он увидел на Тушинском аэродроме в Москве «Илью Муромца». Точная копия легендарного самолета была выполнена для съёмок фильма, как встарь, из дерева. У этой истории не было прецедентов в истории советского кино — ни по затратам, ни по технической части. Ведь этот самолет не только играл роль своего героя в статичных съемках, но и бегал по аэродрому, почти отрываясь от земли.
  • В начале фильма есть кадры пролёта McDonnell Douglas F-15 Eagle во время авиасалона в Ле-Бурже, что противоречит истине, так как и Туполев, и Сикорский умерли в 1972 году, а F-15 в июле того же года только совершил первый полёт и на проходящее раз в два года авиашоу в Париже самолёт мог попасть не ранее 1973 года.

Награды

  • 1980 — 13-й Всесоюзный кинофестиваль в Душанбе по разделу художественных фильмов: специальный приз жюри — Даниилу Храбровицкому за фильм «Поэма о крыльях».