«Бабочки-убийцы» (кит. 蝶變, англ. The Butterfly Murders, букв. Трансформация бабочек) — гонконгский художественный фильм, вышедший на экраны в 1979 году. Первая режиссёрская работа Цуй Харка. Лента входит в список 100 лучших китайских фильмов по версии Гонконгской кинопремии и занимает в нём 34 место. «Бабочки-убийцы» наряду с фильмом Меч (1980) Патрика Тхама ознаменовали начало Гонконгской Новой Волны.
Сюжет
Фон Хунъип — писатель, который записывает все события, связанные с боевыми искусствами. Когда он узнаёт, что есть люди, убитые бабочками, это вызывает у него интерес. Поэтому он отправляется в замок Сам, где, по его мнению, он сможет найти ключ к разгадке тайны этих загадочных смертей. Тем не менее, Сам Чхин, хозяин замка и другие приглашённые гости также стали жертвами в ходе расследования. Но позже выясняется, что за этими бабочками кое-кто стоит.
В ролях
- Лау Сиумин — Фон Хунъип
- Вон Сютхон — Тхинь Фун
- Мишель Им — Зелёная Тень
- Джоджо Чань — госпожа Сам
- Чжан Гочжу — Сам Чхин
- Эдди Коу — Куок Лик, Магический Огонь
- Тино Вон — Лэй Чон, Тысяча Рук
- Дэнни Чау — №10, лидер клана Белый Флаг
Съёмочная группа
- Кинокомпания: Seasonal Film Corporation
- Исполнительный продюсер: Нг Сиюнь
- Режиссёр: Цуй Харк
- Ассистенты режиссёра: Рудольф Чиу, Лоуренс Лау, Вон Ченмань
- Постановка боёв: Вон Сютхон
- Ассистенты постановщика боёв: Тино Вон, Дэнни Чау
- Сценарий: Лам Чимин, Лам Фань
- Композитор: Фрэнки Чань
- Оператор: Фань Цзиньюй
Музыкальная тема
Главную песню фильма «蝶變» (под тем же названием, что и сам фильм) исполнил Джордж Лам. Музыка была написана Джозефом Ку, автором слов выступил Джимми Ло.
Художественные особенности
Фильмы с боевыми искусствами Выпей со мной (1966) Кинга Ху и Однорукий меченосец (1967) Чжан Чэ произвели впечатление на Цуй Харка и побудили его выбрать именно этот жанр для своего режиссёрского дебюта. Вклад Харка состоит из двух частей. Во-первых, он нарушил правила и переформатировал жанр. «Бабочки-убийцы» представляют собой смесь боевых искусств, детектива, таинства, ужасов, мифа и научной фантастики. Более того, элементы различных культур, времени и пространства смешались с современным оружием, японскими ниндзя, западными стрелками и китайскими меченосцами. Этот эксперимент глубоко повлиял на гонконгскую киноиндустрию вплоть до наших дней. Во-вторых, Харк принёс современные технологии спецэффектов в китайский кинематограф. Несмотря на то, что рецензии на «бабочек» были как позитивные, так и негативные, кинокритики в целом согласились, что визуальные эффекты были великолепны.
Домашние кассовые сборы
В период домашнего кинотеатрального проката, с 20 по 26 июля 1979 года, фильм заработал около 1,2 миллиона гонконгских долларов. Таким образом, он занял 69 место по кассовым сборам за год (первое место принадлежит комедии кунг-фу Джеки Чана Бесстрашная гиена), расположившись рядом с такими низкобюджетными фильмами, как Великолепные головорезы и Sexy Night Report. Кассовые сборы фильма были очень неутешительными, принимая во внимание его большой (HK$ 3 млн) бюджет, возможно самый большой бюджет для любого из дебютных фильмов режиссёров Гонконгской Новой Волны (таких как Патрик Тхам, Энн Хуэй и Аллен Фон).