Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Стимул

Стимул (лат. stimulus — палка погонщика слона или острый металлический наконечник на шесте, которым погоняют буйвола (быка), запряженного в повозку) — сильный побудительный момент; внутренний или внешний фактор, вызывающий реакцию, действие; также, в терминологии экспертных оценок, — объект-наблюдение, воздействующий на опрашиваемого субъекта («стимулирующий» его принять то или иное решение). В физиологии и психофизиологии это понятие тождественно понятию раздражения.

В поведенческой экономике стимул составляет основу поведения человека. Также различают внешние и внутренние стимулы. Внутренние стимулы относятся к личному восприятию человека (например, внутренняя убежденность о правильном или неправильном поведении; первичные потребности). Внешние стимулы относятся к внешним воздействиям на человека, побуждающим на определённые действия.

В экспериментальной экономике стимул — это событие или объект, на который измеряется реакция.

Примеры стимулов

Материальные и нематериальные стимулы для работника:

  • штраф
  • выговор
  • предупреждение о неполном служебном соответствии
  • отработка
  • ремень
  • розги
  • плеть
  • размещение фото на «Доске позора»
  • налоговый вычет
  • единоразовая денежная выплата
  • награждение почетной грамотой, ценным подарком; противоположность стимулу — мотивация
  • улучшение условий труда (мебель, оргтехника, место); противоположность стимулу — мотивация
  • заработная плата; противоположность стимулу — мотивация
  • премии, бонусы, надбавки; противоположность стимулу — мотивация
  • предоставление оплачиваемого отдыха; противоположность стимулу — мотивация
  • улучшение рабочей атмосферы; противоположность стимулу — мотивация
  • организация корпоративных вечеринок; противоположность стимулу — мотивация.

Виды стимулов

  • Принуждение
  • Материальный (премии, бонусы, оплачиваемый отдых); противоположность стимулу — мотивация
  • Эмоциональный (похвала и т. д.); противоположность стимулу — мотивация
  • Самоутверждение; противоположность стимулу — мотивация

Понятие стимула в физиологии

В физиологии стимулом называется изменение во внешней или внутренней среде, воздействующее на рецептор и вызывающее рефлекторную реакцию. При длительности сохранения стимула, реакция рецептора ослабевает, происходит сенсорная адаптация.

Стимулы и вытеснение мотивации в поведенческой и экспериментальной экономике

Вытеснение внутренней мотивации — атрибут просоциального поведения, а также рыночных и агентских отношений: использование материальных и нематериальных стимулов воспринимается как сигнал о намерениях (отношении). Наличие материального стимула (например, выплаты материальной компенсаций) может привести к снижению доверия людей из-за эффекта просоциального поведения, заботе об имидже в обществе и др. эффектов. Таким образом, наличие стимула может снижать усилия агентов.

Примеры вытеснения мотивации за счет наличия стимулов:

  • Компромисс, достигнутый на добровольной основе, может разрушаться материальной компенсацией.
  • Готовность людей терпеть строительство в их районе завода по переработке опасных отходов при выплате компенсаций меньше, чем в случае отсутствия компенсации.
  • Влияние внутренних и внешних стимулов на просоциальную активность

    Одно из исследований влияния стимулов на просоциальную активность было проведено в 2006 году Роланом Бенабу и Жаном Тироль. В работе «Стимулы и просоциальное поведение» была разработана теоретическая модель просоциального поведения человека.

    Модель социального поведения задана следующим образом:

    U ( a ) = ( ν a + y ν y ) a + R ( a , y ) − C ( a ) {displaystyle U(a)=( u _{a}+y u _{y})a+R(a,y)-C(a)} , где

    a — уровень просоциальной активности

    ν a {displaystyle u _{a}} — внутренняя мотивация

    y — материальные стимулы, ν y {displaystyle u _{y}} — внешняя мотивация

    C ( a ) = k a 2 2 {displaystyle C(a)={frac {ka^{2}}{2}}} — издержки просоциального поведения

    R ( a , y ) {displaystyle R(a,y)} — полезность от репутации.

    Пояснение: то есть, человек выбирает для себя сколько он готов добровольно помогать кому-либо. На это желание оказывает влияние: внутренняя мотивация, то есть на сколько этот человек считает, что так вести себя хорошо; материальные стимулы, то есть наличие штрафов за не участие в добровольной активности или налоговые вычеты за участие; затратами человека (например, затраты на автобус до волонтерского центра); репутация в обществе от добродетельности. Суть данной модели — показать, когда наличие стимулов положительно влияет на просоциальную активность, а когда негативно.

    Полезность от репутации:

    R ( a , y ) = x [ γ a E ( ν a | a , y ) − γ y E ( ν y | a , y ) ] {displaystyle R(a,y)=x[gamma _{a}E( u _{a}|a,y)-gamma _{y}E( u _{y}|a,y)]} , где

    х — степень наблюдаемости действия а

    γ a {displaystyle gamma _{a}} — степень беспокойства от положительной репутации E ( ν a | a , y ) {displaystyle E( u _{a}|a,y)}

    γ y {displaystyle gamma _{y}} — степень беспокойства об отрицательной репутации E ( ν y | a , y ) {displaystyle E( u _{y}|a,y)}

    Пояснение: индивид выбирает такой уровень просоциальной активности и такой размер материального стимула, который транслирует его социальный тип. То есть, который дает окружающим понимание некоторых характеристик человека (например, о меркантильности и альтруизме)

    И для каждого индивида есть какой-то оптимальный уровень просоциальной активности, которые индивид хочет выполнять:

    a ∗ = ν a + y ν y k + x r ( a , y ) {displaystyle a^{*}={frac { u _{a}+y u _{y}}{k}}+xr(a,y)} , где

    xr(a, y) — предельная репутационная отдача от просоциального действия.

    Пояснение: то есть это такое оптимальное количество «добродетелей», которые позволяют человеку чувствовать удовлетворение от действий.

    Таким образом, можно представить теоретическую схему «входа» и «выхода» индивида из просоциальной активности в связи с наличием или не наличием стимулов. Пока материального стимула нет, будут присоединятся к просоциальной активности люди, которые видят, что наличие денег вредит их репутации добродетеля и которые не могут скрыть факта «оплаты» их добродетеля. Как только появляется материальный стимул, люди, которые до этого участвовали, перестанут участвовать, однако вместо них присоединятся такие люди, которые положительно относятся к материальному стимулированию просоциальной активности. Таким образом, полезность денег или материальных стимулов на участие индивидов в добродетельности будет зависеть от тех людей, которые участвовали пока не нет стимулов.

    Это важный вывод, позволяющий многим системам добродетели (например, волонтёрским организациям, медицинским учреждениям по донорству и т. д.) более грамотно задействовать стимулы, чтобы воздействовать на поведение людей.

    Стимулы

    Исполняют роль рычагов воздействия или носителей «раздражения», вызывающих действие определённых мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предоставляемые возможности и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия или что он желал бы получить в результате определённых действий. Человек реагирует на многие стимулы не обязательно сознательно. На отдельные стимулы его реакция даже может не поддаваться сознательному контролю.

    Реакция на конкретные стимулы не одинакова у различных людей. Поэтому сами по себе стимулы не имеют абсолютного значения или смысла, если люди не реагируют на них. Например, в условиях развала денежной системы, когда практически ничего невозможно купить за деньги, заработная плата и денежные знаки в целом теряют свою роль стимулов и могут быть очень ограниченно использованы в управлении людьми.