Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Дружков, Юрий Николаевич

Юрий Николаевич Дружков (27 сентября 1958, Саратов — 4 января 2006, там же) — советский и российский поэт-песенник. Известен прежде всего как автор текстов для песен группы «Комбинация» и Алёны Апиной. Композиции на его слова пели также Татьяна Овсиенко, Филипп Киркоров, Александр Буйнов, Аркадий Укупник, Ярослав Евдокимов, Екатерина Шаврина, группы «Дюна» и «Шахерезада» и другие эстрадные артисты России конца XX и начала XXI века.

Биография

Карьера

Детство провёл в сельской местности, пристанционном посёлке Паницкая в 60 км от Саратова, построенном вблизи колонии строго режима. По окончании школы вместе с матерью переехал в Саратов. В 15 лет начал сочинять песни и организовал собственную рок-группу. Учился в медицинском училище, которое однако не окончил, затем работал обувщиком, телемастером и цензором в местах лишения свободы. С 1985 года активно публиковал в местных газетах и журналах стихи, статьи, юморески. Работал продавцом газет в киоске «Союзпечать» (позже «Роспечать»), расположенном неподалёку от входа в главный корпус Саратовского государственного технического университета.

В конце 1980-х годов его земляки Александр Шишинин и Виталий Окороков решили создать женский поп-проект под названием «Комбинация» и попросили Дружкова написать для группы несколько текстов песен. В итоге поэт значится автором слов для таких композиций коллектива как «Серёга», «Берег красный, берег белый», «Любовь уходит не спеша» и ряда других. Сам он в интервью утверждал, что ему принадлежат тексты и некоторых других песен группы, в частности, «American Boy» и «Russian Girls», хотя их номинальным автором был указан Шишинин. Когда одна из двух вокалисток «Комбинации», Алёна Апина, покинула ансамбль и начала сольную карьеру, Дружков стал писать тексты и для неё. В их числе были «Ксюша», «Лёха», «Всё так не просто» и прочие её хиты 1990-х годов.

Помимо этого, поэт знакомился с выступавшими в Саратове эстрадными знаменитостями и предлагал им свои стихи. В конечном счёте композиции на слова Дружкова пели Филипп Киркоров, Татьяна Овсиенко, Александр Буйнов, группа «Дюна» и другие популярные российские исполнители. Несмотря на такой успех его творчества, поэт продолжал торговать газетами в саратовском киоске «Союзпечать». В городе Дружков имел репутацию большого ребёнка, фантазёра и мистификатора, ходил по редакциям газет, но в то же время был обижен на знаменитостей. В интервью поэт жаловался, что денег за свои тексты практически не получает, а некоторые артисты и поэты присваивают авторство его работ себе (в этом он обвинял, например, Апину, Аркадия Укупника и Михаила Танича).

В 1998 году (по другим данным — в 2003) Дружков лишился своего основного заработка — однажды ночью кто-то сжёг его киоск с прессой. Вместе с газетами и журналами сгорели 100 с лишним новых текстов и первые главы романа, в котором поэт собирался описать подноготную шоу-бизнеса. В попытке возобновить карьеру в музыке и пристроить уцелевшие стихи, Дружков отправился в Москву, где общался с известными музыкантами, передавая им свои работы в расчёте на авторские выплаты в будущем, но в итоге безрезультатно. Как вспоминал Окороков, Дружков в силу скромного характера не вписывался в богемную тусовку и поэтому ни с кем из знаменитостей подружиться так и не смог. В начале 2000-х годов скончалась мать поэта. После этого Дружков стал злоупотреблять алкоголем.

В 2003 году Дружков вступил в саратовское отделение партии ЛДПР. Образ жизни поэта в этот период был предметом частых жалоб соседей в милицию — те отмечали, что его квартира стала притоном для бомжей и алкоголиков, которые постоянно устраивали в доме пьяные оргии и дебоши. Сам же Дружков дважды подвергался грабежу с применением насилия, после чего с травмами оказывался в больнице. Ежемесячно РАО, где были зарегистрированы некоторые песни на его слова, переводило на имя поэта небольшие суммы денег, однако он всё пропивал. В итоге последние годы жизни Дружков пребывал в большой нужде, а в местной прессе несколько раз появлялись слухи о его смерти. За несколько лет до своей реальной кончины поэт также проходил лечение в психиатрической клинике.

Убийство

Информация о смерти Дружкова появлялась как минимум трижды. Первый раз поэт инсценировал свою смерть, выслав приятелям похоронку на собственное имя; во-второй — неожиданно исчез из города на полгода, и соседи в конце концов обратились в милицию с заявлением о том, что Дружков скончался. Третий раз — летом 2005 года — его сочли умершим по ошибке, так как в Саратове погиб однофамилец поэта (по другим данным человек с похожей фамилией — Дружинин).

Тем не менее 4 января 2006 года Дружков в возрасте 47 лет скончался уже по-настоящему — он был убит в собственной квартире своим знакомым, начинающим саратовским поэтом-песенником Тимофеем Астахиным. Причиной смерти Дружкова стало ножевое ранение в шею, полученное во время ссоры. Согласно показаниям самого Астахина, конфликт произошёл на почве сексуального домогательства к нему Дружкова.

Дружков был похоронен в Саратове на Новом Елшанском кладбище 11 января 2006 года. На мероприятии присутствовало 12 человек, почти половину из которых составляли журналисты (представителей шоу-бизнеса не было). Деньги на похороны (около 1000 долларов) выделила солистка группы «Комбинация» Татьяна Иванова, которая приехала в город, однако сама церемонию также не посетила.

Творчество

Песни на слова Дружкова исполняли многие популярные артисты российской эстрады. Как вспоминал композитор и постоянный соавтор поэта Виталий Окороков, тот был крайне плодотворен и в день сочинял от 10 до 30 стихов, а особенно ему удавались песни, названные по именам, такие как «Ксюша» и «Лёха» Алёны Апиной или «Анисья» и «Митрофан» Филиппа Киркорова (своё имя Дружков увековечил в композиции «Юрочка» Лизы Мялик). Также, по словам Окорокова, поэт умел писать не только простые и легкие стихи, но и серьёзную глубокую лирику, например, «Любовь уходит не спеша» (группа «Комбинация»). Наряду с упомянутыми, в Реестре произведений российских правообладателей РАО права Дружкова как автора или соавтора зарегистрированы на тексты более чем 120 песен, среди которых:

  • «Девятка» («Комбинация»)
  • «Серёга» («Комбинация»)
  • «Берег красный, берег белый» («Комбинация»)
  • «Милый мой, родной» («Комбинация»)
  • «Хватит, довольно» («Комбинация»)
  • «Пойдём со мной» («Комбинация»)
  • «Попурри» («Комбинация»)
  • «Всё так не просто» (Алёна Апина)
  • «Ив Сен-Лоран» (Алёна Апина)
  • «Бедовая девчонка» (Алёна Апина)
  • «Было, девки, было» (Алёна Апина)
  • «Танцевать до утра» (Алёна Апина)
  • «День рождения» (Алёна Апина)
  • «Ты зачем говоришь о любви» (Алена Апина; позднее Сергей Жуков и Ева Польна)
  • «Пляжный сезон» (Алёна Апина)
  • «Были слёзы» (Алёна Апина)
  • «Дружочек» (Алёна Апина; написана в соавторстве с ней же)
  • «Осенний лист» (Аркадий Укупник)
  • «Непонятный мой» (Лиза Мялик)
  • «Где-то далеко» (Лиза Мялик)
  • «Яшка-цыган» (Филипп Киркоров)
  • «Гриша» (Татьяна Овсиенко)
  • «А любовь не имеет границ» (Александр Буйнов)
  • «Верочка» (Ярослав Евдокимов)
  • «Вишнёвый сад» (Ярослав Евдокимов)
  • «Уходи, любовь!» (Ярослав Евдокимов)
  • «Берег левый, берег правый» (группа «Шахерезада»)
  • «Свадьба в малиновке» («Шахерезада»)
  • «На крутом берегу» («Шахерезада»)
  • «Мне так хотелось быть любимой» (Екатерина Шаврина)
  • «Пожизненно буду любить» (Екатерина Шаврина)

Претензии на авторство

По словам Дружкова, на первых альбомах группы «Комбинация» его стихи (в частности, для песен «Russian Girls» и «American Boy») были приписаны Александру Шишинину, а ему самому ни авторских, ни доли выручки от концертов не платили. Представитель группы Андрей Цепов в 1992 году признал, что Дружков передал им через Виталия Окорокова несколько десятков текстов. Конкретно он назвал пять записанных на тот момент песен на стихи поэта: «Вишнёвая девятка», «Красное платье», «Модница», «Любовь уходит не спеша» и «Берег красный, берег белый». Как отметил Цепов, за них Дружков получил «определённую сумму», которая его устроила, но приехать в Москву для работы над альбомом (с оформлением авторских прав и гонорара) поэт отказался, хотя группа готова вести с ним дела через договоры, акты приёмки и прочие юридические документы. Согласно Дружкову, после гибели Шишинина (убит в 1993 году) он смог восстановить авторские права на тексты некоторых шлягеров «Комбинации» при помощи Алёны Апиной, с которой стал работать в рамках её сольной карьеры. Так, автором/соавтором стихов для песен «Не грусти», «Модница» и «Пойдём со мной» в переизданиях альбомов «Комбинации» 2004 года вместо Шишинина значился уже Дружков.

Согласно Окорокову, Дружков был «страшным фантазёром», любившим «травить байки» о своём сотрудничестве с «Комбинацией», хотя на деле основные шлягеры написал для сольной карьеры Апиной, подарив также пару песен Филиппу Киркорову, Аркадию Укупнику и Татьяне Овсиенко. По словам композитора, Дружков не сочинил для группы «ни одной полноценной песни», а все его тексты приходилось очень долго править. Из «хитов», по данным Окорокова, авторству Дружкова принадлежала лишь «Вишнёвая девятка», а тексты «American Boy», «Russian Girls» и «Два кусочека колбаски» написали коллективно сам Окороков, Апина и Татьяна Иванова. Позднее, согласно композитору, поэт и вовсе стал безвозмездно раздаривать свои стихи — Киркоров, Апина и Укупник, приезжая в Саратов, спешили в киоск к Дружкову, где тот вручал им тетради с новым материалом, оговариваясь: «Мне всё равно, чьё имя вы поставите под этим текстом». В начале 1990-х, по словам Окорокова, поэт без всяких бумаг иногда все же получал «шальные суммы», тратя их на выпивку, но чаще просил не денег, а лишь купить водку и закуску.

В итоге Дружков называл себя фактическим автором слов для таких песен как «Моя голубка» и «Розы на снегу» (Киркоров), «Штирлиц» (Укупник), «Метко» (группа «Гости из будущего») и многих других. Помимо этого, он жаловался, что Апина без указания его авторства использовала стихи из тетрадки, которую он подарил ей ещё во времена «Комбинации»; в частности, согласно поэту, слова композиции «Узелки» были написаны им, а вовсе не Михаилом Таничем. Тем не менее официально на самих пластинках и в Реестре произведений российских правообладателей РАО, авторами данных текстов значатся другие люди, а не Дружков. Сам поэт объяснял, что выплаты за тексты песен, зарегистрированных в РАО — это «какие-то копейки», поступающие нерегулярно, и поэтому многие авторы продают песни конкретным артистам «по несколько тысяч долларов за каждую», но среди тех исполнителей, кому он напрямую отдавал свои тексты, ему заплатили только Александр Буйнов и Ярослав Евдокимов — «по сотке» — а все остальные, в частности лидер группы «Дюна» Виктор Рыбин, затем от него отмахивались.

По воспоминаниям Апиной, Дружков был очень креативным человеком, фонтанировавшим идеями, но сам воплотить их в жизнь на должном уровне не мог, поэтому многие его тексты приходилось сильно переделывать, сохраняя лишь общую тему или задумку. Певица отмечала, что не в курсе деталей оформления его прав на тексты в «Комбинации», однако на своих пластинках авторство поэта она указывала во всех песнях, где сохранилась хоть одна написанная им строчка. Так, по словам артистки, обстояли дела, например, с композицией «Ксюша», где от оригинального текста Дружкова осталась лишь фраза «Ксюша, юбочка из плюша». В то же время к тексту песни «Бухгалтер», который поэт тоже называл своим, Дружков, согласно Апиной, не имел совсем никакого отношения — слова были полностью написаны ей самой. Её авторство в отношении данных стихов подтверждал и Окороков, сочинивший для «Бухгалтера» музыку. Юридически текст композиции также оформлен на Апину, как на самих релизах, так и в реестре РАО. Наконец Танич, по убеждению певицы, вряд ли вообще знал о существовании Дружкова, поскольку они были «птицами разного полёта», а «Узелки» сочинил в начале 1990-х для мюзикла «Лимита» (премьера состоялась в 1994) и песня просто ждала своего часа.

Награды

Лауреат премии «Песня года» (1993, 1994, 1995, 2003).

Семья

  • Мать — Евдокия Сафоновна Дружкова. Её первый муж — Пётр Дружков — служил в милиции и в ходе Великой Отечественной войны в 1942 году погиб на фронте. Впоследствии, переехав с Севера в Саратов, она работала надзирателем в колонии, а потом следователем в Кировском районном отделе внутренних дел.
  • Отец — Николай — состоял в браке с другой женщиной, но во время знакомства с матерью Дружкова назвался вдовцом. Позже вернулся к жене, но с сыном продолжал поддерживать отношения.
  • Сестра по матери — Людмила Петровна Дружкова.

Личная жизнь

Юрий Дружков не скрывал своей гомосексуальной ориентации.

Полезные ссылки

  • Фрагмент передачи «МузОбоз» на YouTube (телесюжет о Дружкове, 1993)
  • Фрагмент передачи «Привет, Андрей!» на YouTube, начиная с 24:00 (телесюжет о Дружкове, 2018)