Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




13.02.2021


07.02.2021


24.01.2021


24.01.2021


24.01.2021





Яндекс.Метрика

Нашхой

06.07.2022

Нашхой (также в русскояз. лит-ре: нашхойцы, нашхоевцы, нашхинцы); самоназв. нашха, нашхо (чечен. нашха, самоназв. как общества: Нашхой, Нашхо (чечен. Нашхой, Нашхо) — один из самых больших чеченских тайпов. В традиции чеченской этноиерархии считается тайпом, который не входит ни в один из тукхумов. Историческая родина — область Нашха.

Название

Название тайпа Нашхой в современной научно-публицистической литературе неразрывно связано с исторической областью Нашха. В ряде работ они выступают как синонимы — часто авторы, говоря о Нашхой/Нашха, подразумевают и этногруппу нашхойцев, и территорию их первоначального расселения. Советский исследователь чеченского языка А. Г. Мациев, сообщал, что в отличие от остальных чеченцев, использующих самоназвание нохчий, представители тайпа Нашхой называют себя иначе — нашха.

Существует гипотеза А. Г. Мациева, согласно которой имя общества/области Нашхой/Нашха могло послужить основой для эндоэтнонима чеченцев — нохчий (см. Нохчий. Этимология). Также этот вариант этимологии посчитали заслуживающим внимания такие известные чеченские учёные, как лингвист, д.фил.н., профессор И. Ю. Алироев и д.и.н., профессор Ш. Б. Ахмадов.

Состав

6. Чармхой (с Чармах)

Этноистория

По мнению ряда учёных первоначальная область расселения нашхойцев — Нашха, является прародиной многих нахских обществ, часть чеченских тайпов (возможно свыше 20) возводит своих предков к выходцам из этой исторической области. Согласно большинству преданий Нашха считается местом древнейшего поселения чеченцев, поэтому среди них издавна бытует мнение, что если кто-либо выходец из Нашха — то он коренной житель Чечни. В работе «Чеченский тайп в период его разложения» М. Мамакаев пишет: «Характерно отметить здесь и такую деталь, что нохчмахкойцы своей древней родиной считают Нашха (местечко в районе Галанчожа), хотя с незапамятных времен и живут на территории своего нынешнего поселения». Этнограф Саидов И. М. в работе «Мехкан кхел» пишет: «По преданиям, все ичкерийские (Нохчмохкские) тайпы: Бенойцы, Белгатойцы, Дышни, Цонтаройцы, Эрсонойцы и другие, от которых произошли и некоторые другие тайпы, являются потомками «родных братьев», «братство» это, согласно преданиям, зафиксированным и русскими исследователями досоветского периода, было закреплено ещё в Нашхе в период нахождения там общенахского Совета старейшин страны (Мехкан кхел)». ДНК проект Chechen-Noahcho-Dna-Project подтверждает родственные связи Нашхойцев с тайпами тукхума Нохчмахкахой, чеченцам Нашхойцам родственны: Гендарганой, Зандакой, Чартой, Пешхой, Туркой, Ишхой и так же другие чеченские тайпы.

Самих нашхойцев, согласно традиционной чеченской этноиерархии, также называют тайпом, причём считается, что он один из крупнейших и не входит ни в один из тукхумов. Согласно Ш. Б. Ахмадову (2002) в прошлом в обществе Нашхой находился важный вайнахский центр самоуправления — один из «Советов старейшин» (не следует путать с другим вайнахским институтом самоуправления — Мехк-кхелом — «Советом/судом страны»).

По утверждению чеченского исследователя-краеведа, педагога и народного поэта А. С. Сулейманова, который тактично обходит вопрос депортации, нашхойцы «из-за трудных условий гор давно оставили свои аулы и широко расселились в плоскостных [то есть равнинных] городах и сёлах». Однако, вероятно, значительная часть нашхойцев проживала на своей исторической родине — Нашха до 1944 года, когда произошла депортация местного населения в Казахстан.

По утверждению чеченского учёного Р. Арсанукаева в формировании чеченского общества Карабулаков (Карабулаки - Орстхой) приняли участие тайпы: Галай, Мержой, Цечой, Аьккхий, Нашхой.

Кавказская война:

Нашхойцы поддержали Имама Шамиля, приняли участие во многих войнах. Наиб округа Нашха: Алдам Нашхинский. Нашхойцы вместе с другими чеченскими тайпами участвовали в известном сражении против царских войск на реке Валерик. Битву на реке Валерик описывают, как «одну из самых кровавых и масштабных в истории кавказской войны». Броневский называет Нашхойцев независимыми чеченцами: - «В числе сих независимых Чеченцев находятся отделения, называемые собственно Горными Чеченцами (Ичары Мычкиз). Известнейшие их общества суть следующие: Нешахай, Кагутхай, Мелей, на Аргуне, одна выше другой и первое выше Шабета.» «Нашехи, в самых вершинах Фартама.» «Всех деревень, принадлежащих Независимым и Горным Чеченцам, числится до 50. Они-то славнейшие в Кавказе разбойники. Приходят к Российским границам малыми шайками от 5 до 20 человек;» «живут по нескольку дней в камышах и кустарниках, подстерегая неосторожных путешественников или работающих в полях худо вооруженных землевладельцев. Как скоро захвачена добыча, перевязывают пленника под пахи длинною веревкою и тащат за собою чрез Терек вплавь; буде же он не умеет плавать, всячески ему помогают и не допускают утонуть,» «завязывают ему глаза и, посадив на лошадь, возят взад и вперед по горам и лесам, но не вдруг привозят до назначенного места, дабы рассеявши таким образом внимание пленника, отнять у него все способы к побегу. Ежели пленник значущий или зажиточный человек, Офицер, купец, словом, такой, за которого они могут получить большой выкуп, то приковывают за шею, за ногу и за руку к стене, худо кормят, не дают спать и потом чрез несколько дней приносят бумагу, перо и чернило и приказывают ему писать, куда знает, письма с объявлением назначенной выкупной цены. Письма чрез третьи руки немедленно доходят до Российской границы. Коль скоро они получают чрез посредника своего обнадеживание, что мученик их произвел сожаление и есть надежда, что будет выкуплен, дают ему несколько свободы, хорошо кормят и стараются о сохранении его здоровья. Но буде пленник из простых людей, не стоющих труда, чтобы их мучить, то годных к продаже отвозят в Андреевскую деревню». Общие замечания. «Таково главнейшее упражнение Чеченцов, обнаруживающее зверской их образ жизни в высшей степени.»

«Из ружья стреляют метко, имеют исправное оружие и сражаются большею частию пешие. В сражении защищаются с отчаянною храбростию, которую можно назвать ожесточением, ибо никогда не отдаются в плен, хотя бы один оставался против двадцати, и буде кому случится нечаянно быть схвачену, такая оплошность причитается семейству его в поношение. Одежда их подходит на Черкесскую, равно как и вооружение; разность только состоит в шапках, которые в тульях гораздо ниже Черкесских шапок.»

(БРОНЕВСКИЙ С. М. - НОВЕЙШИЕ ИЗВЕСТИЯ О КАВКАЗЕ - ЧАСТЬ ВТОРАЯ. - ГЛАВА ТРЕТИЯ - КИСТЫ).

Язык

Нашхойцы являлись/являются? носителями нашхоевского говора галанчожского диалекта (Аккинско-орстхойское наречие - также иногда называлось галанчожским наречием) чеченского языка.