Поль Деларош (фр. Paul Delaroche, настоящее имя Ипполит Деларош (фр. Hippolyte Delaroche); 17 июля 1797, Париж — 4 ноября 1856, Париж) — французский живописец салонного направления академического искусства середины XIX века, или «стиля Луи-Филиппа».
Биография
Поль Деларош родился в семье маршанов и коллекционеров произведений искусства. Настоящее имя Делароша Ипполит, но в семье его звали Полем («La roche» означает «скала, камень»). Отсюда: Поль Деларош. Его отец, Грегуар-Ипполит Деларош, был известным торговцем картинами, а дядя служил хранителем кабинета гравюр Национальной библиотеки в Париже. Поль Деларош был вторым из двух сыновей и познакомился с изобразительным искусством в раннем возрасте. С девятнадцати лет Деларош учился в Школе изящных искусств под руководством пейзажиста Луи Вателе, но вскоре перешёл в мастерскую художника исторического жанра К. Деборда. Затем, с 1818 года, в течение четырёх лет работал под руководством живописца академического направления А.-Ж. Гро, ученика знаменитого Жака-Луи Давида.
В 1832 году Деларош, уже получивший известность в качестве «исторического живописца», был избран в члены парижской Академии изящных искусств. В следующем году он получил должность профессора в Школе изящных искусств, а в 1834 году уехал в Италию, где в 1835 году женился на Луизе, дочери живописца Ораса Верне. Орас Верне был директором Французской академии в Риме.
В 1838—1843 годах Деларош снова работал в Италии. В 1845 году был избран в Национальную академию дизайна (с 1826 г. название Академии изящных искусств) в Нью-Йорке в качестве почетного академика. В 1840-х годах художник брал темы для своих картин преимущественно из священной и церковной истории. После второй поездки в Италию его интересуют сцены итальянского быта. Вероятно, к этому времени относится и его картина «Отдых на берегу Тибра» из собрания Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. После того, как в 1845 году умерла его жена, он переходит к трагическим сюжетам.
П. Деларош был учителем известных художников: Тома Кутюра, Жан-Леона Жерома и Жана-Франсуа Милле.
Творчество
В 1822 году Поль Деларош дебютировал в парижском Салоне, на котором он выставил картины «Христос, сошедший с креста» и «Иосавия, спасающая Иоаса». Первое время Деларош, сблизившись с французскими романтиками, находился под влиянием школы Э. Делакруа, А.-Ж. Гро и Т. Жерико. Это стимулировало его интерес к историческому жанру. Но полученное образование, влияние О. Верне, А. Шеффера и Ж. О. Д. Энгра склоняло к гладкой академической живописи, господствовавшей в то время в парижском Салоне.
Поэтому Поль Деларош вошёл в историю искусств в качестве автора мелодраматических и сентиментальных картин на темы из английской и французской истории. В 1836 году написал картину Солдаты Кромвеля оскорбляют Карла I, где изображён король Англии Карл I за несколько дней до казни, над которым издевались и насмехались солдаты Оливера Кромвеля. Свергнутый король остается спокойным, держа в руках книгу, которую, кажется, читал.
«Эмоции, возбуждаемые произведениями Делароша, апеллируют к романтизму, в то время как детали его картин следуют тенденциям академизма… Выставки Салона были из года в год наводнены многочисленными „Рождениями Венер“, „Источниками“, „Истинами“, „Нимфами“. Ценилось не благородное совершенство форм, а занимательность пикантных ситуаций, слащавая красивость образов».
Картины Делароша на исторические сюжеты были встречены единодушной похвалой критиков и становились популярными благодаря изданию в гравюрах и литографиях. Работы Делароша начала 1830-х годов более других отражают противостояние двух движений французской живописи: академистов и романтиков. Но вызывали неизменное восхищение неискушённой публики, не видящей различий первых и вторых. Деларош тщательно изображал костюмы, аксессуары и декорации, любил передавать гладкость обнажённого тела. Он использовал гладкую манеру, маскирующую движения кисти, и завершал свои картины чёткими контурами подобно уже снискавшей популярность манере Энгра. Деларош ценил литературную ценность своих картин выше их живописных качеств. Литературность он сочетал с театральностью поз действующих лиц и надуманными мизансценами. Он был более склонен заботиться о драматических эффектах, чем об исторической правде.
Не случайно выдающийся русский художник и историк искусства А. Н. Бенуа, желая подчеркнуть изъяны натурализма и салонности в искусстве, использовал исключительно в негативном смысле определение «делярошевская живопись».
«Полукружие»
В 1837—1841 годах художник работал над главным произведением своей жизни — «Полукружием» (фр. Hémicycle). Панорамная настенная картина маслом (27 х 4,5 м) (её часто неверно называют фреской) украшает амфитеатр актового зала парижской Школы изящных искусств (фр. École des Beaux-Arts). В 1837 году Деларош получил заказ на картину от архитектора Феликса Дюбана, автора проекта нового здания Школы в стиле неоренессанса. Это произведение создано по примеру знаменитых композиций «Афинская школа» и «Парнас» Рафаэля Санти в Ватикане (1509—1511). Но непосредственным прототипом по идее и композиции является картина Ж. О. Д. Энгра «Апофеоз Гомера» (1826—1827).
На картине на фоне воображаемого античного храма собраны семьдесят пять выдающихся художников разных времён и народов, беседующих, собравшихся в группы по обе стороны от центрального подиума с беломраморными ступенями, на вершине которого находятся три трона. На них восседают трое самых выдающихся (по канонам академизма) художников античности: архитектор и скульптор Фидий, архитектор Иктин и живописец Апеллес. Их фигуры, вероятно, призваны символизировать единство «трёх изящных искусств». Чтобы дополнить и разнообразить обширную композицию, художник представил муз, которые правят искусствами, опираясь на балюстраду ступеней, в виде обнажённых и задрапированных идеализированных женских фигур. «Слащавость этой композиции непомерна» (А. И. Сомов), но «столь претенциозное произведение хорошо сочетается с архитектурой неоренессанса и назначением актового зала художественной школы».
Деларош закончил работу в 1841 году. Картина была значительно повреждена пожаром 1855 года. Деларош намеревался восстановить работу, но умер 4 ноября 1856 года. Реставрацию завершил его ученик Тони (Антуан) Робер-Флёри. Произведение Делароша имело огромный успех и породило множество подражаний в неогреческом стиле. Похожее произведение, также по образцу «Афинской школы», создал В. фон Каульбах: фреска «Эпоха Возрождения» (1867) в Новом музее Берлина (здание разрушено в 1945 году; сохранилась гравюра).
С осени 2013 года проводятся работы по реставрации «Полукружия». Они финансируются американским модельером Ральфом Лореном).
Произведения Делароша последнего периода:
- «Снятие со креста»
- «Богоматерь во время шествия Христа на Голгофу»
- «Богоматерь у подножия креста»
- «Возвращение с Голгофы»
- «Христианская мученица времён Диоклетиана в Тибре» (Эрмитаж, Санкт-Петербург, авторское повторение в парижском Лувре)
- «Мария Антуанетта после объявления ей смертного приговора»
- «Последнее прощание жирондистов»
- «Наполеон в Фонтенебло» (находится в Лейпцигском музее)
- оставшаяся неоконченной «Скала св. Елены».
Портреты
Поль Деларош превосходно писал портреты и увековечил своей кистью многих выдающихся людей эпохи, например папу Григория XVI, Гизо, Тьера, Шангарнье, Ремюза, Пурталеса, певицу Зонтаг и др. Лучшие из современных ему гравёров: Рейнольдс, Прюдон, Ф. Жирар, Анрикель-Дюпон, Франсуа, Э. Жирарде, Меркури и Каламатта считали для себя лестным воспроизводить его картины и портреты.
Ученики
- Пику, Анри-Пьер
- Беранже, Шарль
- Буассо, Альфред
- Луи-Эдуард Дюбюф
- Йебенс, Адольф
- Эрнест Огюстен Жандрон
- Кавелье, Пьер-Жюль
- Шутценбергер, Луи Фредерик
- Эдвард Армитаж
- Пьер-Эдмон-Александр Эдуен
- Арман Камбон