Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Аят Вилаят

Аят Вилаят – пятьдесят пятый аят коранической суры «Аль-Маида», в котором содержится важное для шиитского вероучения положение о вилаяте (руководстве) имама Али ибн Абу Талиба:

Ваш покровитель лишь Аллах [и] Его Посланник, [и] верующие, которые совершают молитву (салят), вносят закят и смиренно преклоняются [перед Аллахом] (5:55).

Обстоятельства ниспослания

Во многих суннитских и шиитских сборниках указывается, что данный аят был ниспослан об Али ибн Абу Талибе.

Хадис о нищем

В разных своих версиях этот хадис возводится к Абу Зарру Гиффари, Микдаду, Абу Рафе, Аммару Ясиру, Абдулле ибн Саламу, Амру ибн аль-Асу, Абдулле ибн Аббасу, Билалу, Джариру ибн Абдалле Ансари, Анасу ибн Малику и Али ибн Абу Талибу.

В разных вариациях хадиса, служащего комментарием относительно обстоятельств ниспослания (асбаб ан-нузул) данного аята, рассказывается, что во время дневного намаза зухр, когда сподвижники совершали молитву вместе с пророком Мухаммадом, в мечеть зашёл нищий, который начал просить у людей помощь. Однако никто не дал ему никакого подаяния. И тогда нищий воздел руки к небу, воскликнув: «О, Аллах! Будь свидетелем, что в мечети Твоего пророка мне не была оказана помощь». В этот момент Али ибн Абу Талиб находился в состоянии поясного поклона (руку) и знаком указал нищему на кольцо на собственном пальце, которое нищий снял с него. Когда пророк Мухаммад увидел это, он сказал: «О, Аллах! Мой брат Муса обращался к Тебе с мольбой, говоря: “Расширь мне грудь, и облегчи моё дело, и развяжи узел в моём языке, пусть они возьмут мою речь, и дай мне помощника из моей семьи – Харуна, моего брака!” О, Господи, Ты принял его мольбу, сказав: “Мы укрепим твою мышцу твоим братом!” Господи! Я Мухаммад! Я Твой Пророк и избранный Тобой! Господи, расширь мне грудь и облегчи моё дело, и дай мне помощника из моей семьи (мин ахли) – Али, моего брата!» После этого, по словам Абу Зарра, появился Джибрил, обратившийся к пророку Мухаммаду с поздравлениями: «О, Мухаммад! Поздравляю тебя с тем, что дано твоему брату Али», после чего был ниспослан аят Вилаят.

Источники, содержащие в себе хадис о нищем

  • Абу Исхак Са‘лаби, Ал-Кашф ва-л-Байан;
  • Ас-Суйуты, Ад-дурр аль-мансур;
  • Балазари, Ансаб аль-ашраф;
  • Вахиди, Асбаб ан-нузул;
  • Ибн Асакир, Тарих ад-Димашк;
  • Ибн Кассир, Аль-Бидайа ва-н-нихайа;
  • Ибн Магазали Шафии, Манакиб;
  • Ибн Мардавайх, Фадаил;
  • Ибн Хаджар Аскалани, Аль-Каф аш-шаф;
  • Муттаки Хинди, Канз аль-Уммал;
  • Мухаддис Табарани, Му‘джам аль-васит;
  • Мухибб Табари, Захаир аль-Укба, Ар-рийад ан-назара;
  • Сабит ибн Джузи, Тазкират;
  • Хаким Нишабури, Ма‘рифат аль-улюм аль-хадис ва-ль-фикх;
  • Хаким Хасакани, Шавахид ат-танзил;
  • Хатиб Хорезми, Манакиб;
  • Хорасани, Фараид ас-самтайн.

Аят Вилаят и события в Гадир Хуме

Ас-Сафи упоминает, что пророк Мухаммад читал данный аят, когда объявлял Али ибн Абу Талиба своим преемником во время прощального хаджа близ местечка Гадир Хум, и что сам имам Али неоднократно цитировал именно этот аят в подтверждение своего права на руководство.

Алламе Табатабаи в тафсире «Аль-Мизан» передаёт хадис пророка Мухаммада от Аммара Ясира, согласно которому пророк Мухаммад произнёс следующие слова после эпизода с нищим и перстнем, за которым последовало ниспослание аята Вилаят:

Для всякого, кому я являюсь покровителем, тому и Али покровитель.

Интерпретация множественного числа

Различные экзегеты и хадисоведы по-разному объясняли тот феномен, что хотя аят ниспослан об одном человеке – Али ибн Абу Талибе, в нём, тем не менее, употреблено множественное число.

Так, известный экзегет (муфассир) аз-Замахшари в своём тафсире «Кашшаф» отмечает, что множественное число в данном случае служит призывом следовать примеру Али ибн Абу Талиба, адресованным другим людям.

Согласно другой интерпретации, множественное число в данном случае указывает на важность данной личности, что является обычным для арабского языка стилистическим приёмом, неоднократно применяющимся как в тексте Корана, так и в практике словоупотребления в целом.