Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Перелётные птицы (художники)

Общество «Перелётные птицы», или «Бент» (нидерл. bent — клуб, собрание, нидерл. Bent vogels — перелётные птицы, или нидерл. Bentvueghels — «птицы пера») — общество иностранных художников, прибывавших в католический Рим из северных стран (главным образом из Нидерландов и Германии) с целью знакомства с сокровищами искусства и совершенствования своего мастерства. Ещё одно название: (нем. Schildersbent) — «Клика живописцев». В истории искусства их также называли «малыми караваджистами» за пристрастие к натурализму, олицетворяемому последователями Микеланджело Меризи да Караваджо, эффектам светотени и «низменным» сюжетам: изображению уличных сценок, нищих, бродяг и кабацких драк.

Исторические данные

Общество «Перелётные птицы» было самодеятельной организацией иностранных художников в чуждой для них социальной и религиозной среде папской столицы. Его цель — обмен идеями и информацией, важной для выживания в католическом Риме, товарищеская поддержка и взаимопомощь (иногда материальная и юридическая на случай конфликтов), защита собственных прав вне членства в Академии Святого Луки, объединявшей успешных итальянских художников. Хотя известны редкие случаи, когда художник был членом обоих объединений, например голландский живописец Питер ван Лар.

В противодействие официальной академии независимые художники стремились писать не идеализированные фигуры в духе римской школы, ориентированной на Рафаэля и болонских академистов, а низменные сюжеты и уличные сцены в подчёркнуто прозаической, натуралистической манере. Общество существовало с 1620 до 1720 года, когда по распоряжению папы римского Климента XI независимое общество художников-иностранцев было ликвидировано.

Профессиональный состав

Несколько необычной особенностью общества художников был его профессиональный состав. Кроме живописцев, общество привлекало представителей и других профессий, среди которых — граверы, скульпторы, иногда цирюльники, ювелиры и даже поэты.

Общество обслуживало потребности художников, которые объединялись в северной части Рима вокруг церквей Санта-Мария дель Пополо и Сан-Лоренцо-ин-Лучина неподалеку возвышенности Пинчио. Ещё не выработались окончательные традиции общества, ещё не ведут записей или протоколов встреч, ещё нет собственного писаря и собственного архива. По предварительным подсчётам через общество в Риме прошло примерно четыреста восемьдесят (480) художников. Небольшой и необычный протокол всё-таки был — им стала стена в римской церкви Санта Констанца. На ней высечены имена неофитов, принятых в общество. Но там были не все. Эти древние граффити и воспоминания художников в мемуарах — единственный архив общества.

Традиция посвящения

Неофиты проходили ритуал инициации. Члены общества переодевались в тоги-простыни, надевали венки на головы, чтобы представлять богов на шутливом «Олимпе». Посвящение иногда продолжалась целые сутки, перерастая в пир. Новичок должен был угощать вином всё общество и получал новое имя. Обычно это были имена античных богов и мифических героев (Гектор, Амур, Мелеагр, Кефал, Орфей, Пирам). Вакханальные посвящения заканчивались походом в церковь Санта Констанца, которую члены общества считали античным храмом Вакха, практически своего покровителя. Вино пилось уже у античного саркофага, который затем из соображений безопасности передали в Ватикан.

Сцену посвящения неофита в общество изобразил неизвестный художник на картине 1660 года, что хранит ныне Государственный музей в Амстердаме. Так, в посвящении Зандрарта участвовали немцы и французы, фламандцы и итальянцы. Голландский художник Корнелис де Брюйн тоже сделал описание ритуала посвящения, а затем сделал серию гравюр, которая вышла в 1698 году.

Отношения «перелётных птиц» и академии Св. Луки

Отношения между «перелётными птицами» и членами академии Св. Луки (за которой стояли папа римский и его правительство) были весьма непростые. Если обуздать итальянских мастеров удавалось, «покупая» их повиновение официальным приказами или меценатством, официальным признанием членства в академии, то с «перелётными птицами» этого не вышло. Наступление на них повёл уже папа римский Урбан VIII, понтифик в 1623—1644 годах. Попытки обременения папой художников-иностранцев налогами привели к мощному сопротивлению. Оно растянулось на годы, и в конце концов Академия Сан Лука проиграла. Это было значительное поражение академии, которая пыталась запретить продажу картин художников-иностранцев на улицах Рима. Иностранцы отвоевали собственное право продать произведение и заработать на жизнь без дополнительного налога.

Конец свободе непокоренных художников-иностранцев положил решительный приказ папы римского о роспуске общества в 1720 году.

Известные представители

Учредителями общества считают голландских пейзажистов Корнелиса ван Пуленбурга, Паулюса Бора и Бартоломеуса Бренберга. Известно активное участие в обществе и художника Питера ван Лара, который принимал в нём участие с 1625 года, уже после основания общества.

Членом общества был и немецкий художник Йоахим Зандрарт, который долгое время жил и работал в Нидерландах. Зандарт отличался от остальных художников острым ощущением течения времени. Чтобы хорошо удержать в памяти события и людей, с которыми того столкнула судьба в Италии, он начал создавать портреты художников. Благодаря ему сохранены едва ли не единственные портретные изображения ряда мастеров общества «Перелётные птицы», среди которых Питер ван Лар, Клод Лоррен и другие. Именно он оставил документально точные воспоминания об обществе во время своего пребывания в Риме.

Близкими «перелётным птицам» по творческим устремлениям были художники «бамбочада».

Другие значения

Схожая история произошла с итальянскими мастерами, которые не находили заказов в самой Италии в конце XVI в. и разъезжались в поисках заказов по странам Северной Европы. К ним относятся и мастера Тессинского кантона итальянской Швейцарии — тессинцы. Историк архитектуры С. С. Подъяпольский назвал их миграцию «исходом», а мастеров «перелётными птицами», остроумно переиграв в «обратном контексте» наименование общества «Перелётные птицы».


  • Йоахим Зандрарт, гравюра

  • Вейбрант де Гест-старший, автопортрет.

  • Ян Асселин, портрет работы Рембрандта, 1647 г.

  • Питер ван Лар, гравюра

  • Воутер Крабет-младший

  • Леонард Брамер, гравюра

  • Самуэль ван Хогстратен

  • Корнелис де Брейн

Избранные произведения художников «Перелётных птиц»

  • Корнелис Схют. «Баталия под Нордлингеном», Гент

  • Каспар ван Виттель. «Вилла Медичи, фасад в сад», 1685, Палаццо Питти, Флоренция

  • Отто Марсеус ван Скрик, «Мак и ящерица», 1670, Музей искусства Метрополитен

  • Матиас Витхос. «Суета сует», Музей изобразительных искусств имени Пушкина, Москва

  • Иоганн Генрих Шенфельд. «Героическая смерть Марка Курция», 1655, Музей истории искусств, Вена

  • Виллем Схеллинкс. «Нашествие голландцев на Мидуэй в 1667 г.», 1668, Кент, Великобритания

  • Йоахим Зандрарт. «Аллегория Ноября», 1643, Мюнхен

  • Филипп Петер Руз. «Пейзаж и животные», Эрмитаж, Санкт-Петербург

  • Исаак де Мушерон. «Пейзаж с сатиром и нимфой»

  • Ян Моль, Жанровая сцена, Эрмитаж, Санкт-Петербург

  • Иоганн Лисс. «Удаление зуба», Кунстхалле, Бремен

  • Ян Баптист Веникс. «Охотник, свежующий убитого оленя», Национальная галерея (Лондон)

  • Самуэль ван Хогстратен. Натюрморт - обманка, 1664.

  • Самуэль ван Хогстратен. «Коридор», Лувр, Париж.

  • Паулюс Бор. «Аллегория Логики», бл. 1633.

  • Ян Асселейн. «Итальянский пейзаж с руинами римского моста», бл. 1650, Государственный музей (Амстердам)

  • Бартоломеус Бренберг. «Выдуманный пейзаж с руинами, художниками, которые рисуют скульптуру, и портом». Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид

  • Питер ван Блумен. «Школа всадников возле руин», 1700, частная коллекция

  • Бартоломеус Бренберг. «Нахождение Моисея», 1639, частная коллекция

  • Бартоломеус Бренберг. «Преображение Господне», 1635

  • Асселин, Ян, "Испуганный лебедь", 1650 Рейксмюсеум, Амстердам